В случае приобретения автомобиля логично задуматься и о доме для него. То есть о гараже. Обычно требования к этому строению такие: надежность, прочность, безопасность. По мере возможности и эстетичность. Особенно если гараж является частью дома и его внешний вид должен гармонично вписываться в антураж постройки, а также прилегающей к нему территории.
За безопасность в гараже в первую очередь отвечают ворота, чаще всего это подъемные конструкции, реже – распашные.
Устройство
Подъемные ворота бывают роллетными, секционными и поворотными. Все перечисленные виды различны как по конструкции, так и по цене.
Подъемно-поворотные – самая небюджетная конструкция, при этом чрезвычайно практична и надежна. Пожалуй, их можно назвать даже самыми прочными и надежными гаражными воротами.
При открывании полотно створки принимает горизонтальное положение и уходит вверх под потолок. В движение механизм приводят пружины, ролики и направляющие. Последние определяют положение ворот, переводя их из горизонтальной в вертикальную плоскость и обратно.
Благодаря системе уравновешивания – щит ворот стабилен, когда висит. Из-за него же полотно легко перемещается даже вручную, если нет электроэнергии. Автоматизация перемещения зависит от электромеханического привода.
Выбирая такой тип конструкции, важно понять принцип ее действия независимо от того планируется ли самостоятельная установка или приобретается готовая конструкция.
- Ворота состоят из рамы, полотна и направляющих. Стальная рама является главной частью механизма, так как она движется. Изготавливается она из труб, которые имеют прямоугольное сечение.
- Открывание створок одновременно приводит в движение роликовый механизм и подъемные рычаги. Благодаря этому начинается перемещение щита в зависимости от того, как расположены направляющие. Далее полотно фиксируется вверху параллельно потолку, располагаясь как бы козырьком.
- Пружины находятся в свободном положении, когда ворота открыты. Когда закрыты – пружины растягиваются.
- Привод может быть смонтирован как на потолке, так и на притолоке.
Виды подъемно-поворотных конструкций
Основными типами конструкции подъемно-поворотных ворот, иначе их называют откатными с поворотом на 90 градусов, являются:
Шарнирная конструкция – более распространенная, движению щита ничто не препятствует, а пружины нужны тщательно отрегулированные.
С противовесами – к раме крепят трос, а к лебедке на противоположной стороне – противовес. Этот вид подойдет для массивных ворот. Чаще всего их устанавливают на промышленных предприятиях и в пожарных боксах.
Кроме перечисленных устройств, существует авторский вариант – на 4 рычагах. Разработан он на Украине. Эта модель является сборной, смонтировать ее можно самостоятельно. Это так называемая Z-система.
Ворота с цепью – это, чаще всего, секционные. В подъемно-поворотной конструкции цепь используется для механического подъема ворот.
Z-система
У нее есть свои преимущества:
- Механизм собирается на раме-лутке, благодаря этому ворота легко перевозить в разобранном виде.
- В модели не используются направляющие, соответственно их монтаж не нужен. Ролики и подшипники также не задействованы.
- Можно использовать не только в гараже, но и вне помещения.
- Возможна установка привода.
- Недорогая конструкция.
- В приводе используют специальные пружины, а также газовые пружины.
- Обшивание полотна листовым металлом дает взломостойкую конструкцию.
Подготовительные работы перед установкой
Такой тип ворот как подъемно-поворотные лучше устанавливать с помощью специалистов, так как для монтажа требуется большое количество материалов, расходников, элементов крепления, кроме того, нужно приобретение автоматического привода.
Но, какое бы решение не было принято, перед началом работ нужно замерить и рассчитать размеры полотна, произвести расчет материалов, которые понадобятся для установки. Также требуется купить и доставить все это на место монтажных мероприятий.
Безусловно, не обойтись без чертежа будущих ворот, на котором должны быть изображены такие важные элементы как:
- полотно;
- обе направляющие – вертикаль и горизонталь;
- ролики;
- кронштейны для того чтобы крепить как направляющие, так и пружины с шарниром.
Чтобы рассчитать сколько и каких материалов понадобится, важно знать такие параметры как:
- высота проема;
- его ширина;
- высота притолоки;
- ширина заплечников.
Этих цифр достаточно для примерного расчета. Количество расходников рассчитывается после того, как будут посчитаны основные материалы, исходя уже из их количества.
Проем и стены располагаются строго в одной и той же плоскости. Чтобы этого добиться, стены и потолок внутри гаража оштукатуривают.
После этого в каждый внешний угол закрепляют уголок из стали. Далее можно приступать непосредственно к монтажу.
Материалы для подъемно-поворотных ворот
Лучше всего для створок подойдут такие материалы как:
- сэндвич-панель;
- щит из досок, обитый жестью;
- монолитная конструкция.
Выбирая ворота, важно продумать какой внешний вид будет у полотна.
Эта часть конструкции всегда будет на виду и эстетическая составляющая зависит именно от нее. Не нужно думать, что только большими вложениями средств можно придать полотну привлекательный внешний вид, хотя конечно, наиболее эффектные варианты – затратные.
Говоря об эстетике, нужно также отметить, что здесь фантазия владельцев по декору полотна ворот поистине не знает границ. Это может быть:
- ложная стена, расцветкой абсолютно сливающаяся со стеной дома – створки становятся видны только в момент их открывания;
- кассетный дизайн с элементами остекления;
- гофры из стали – вертикальный, горизонтальный, боковой или их различные комбинации;
- гофры из дерева – с теми же вариантами и с сохранением фактуры материала, пропитанные антисептиками от гниения и плесени;
- сталь с отделкой, например, «под дерево»;
- пленочное покрытие, стилизованное под древесную фактуру;
- наложение фриза или рисунок «рыбья кость»;
- алюминиевые модели с элементами из нержавейки;
- фальш-панели и многое другое.
Не менее разнообразна и цветовая палитра. Возможно окрашивание в любой цвет.
Достоинства и недостатки подъемно-поворотной конструкции
Конструкция этого вида ворот имеет следующие преимущества:
- Полотно является цельным, в закрытом виде представляя собой цельную стену. Также очень часто в него встроена система блокировки, что еще более повышает устойчивость к взлому. Кроме того, использование такого вида декора, как «ложная» стена делает ворота практически незаметными с улицы, что также затрудняет взлом гаража.
- В случае соблюдения всех требований монтажа и установки, ворота практически невосприимчивы к ржавчине и другим негативным факторам воздействия окружающей среды. Кроме того, многие облицовочные материалы содержат пропитку от гнили, плесени и других вредящих покрытию явлений.
- Герметичность. Закрытые ворота плотно прижимаются к дверной коробке благодаря своей конструкции.
- Возможность установить пластмассовые ролики, которые обеспечат бесшумную работу ворот, а также дополнительных пружин, которые сделают процесс открывания и закрывания безопасным.
- Не нужно дополнительное место для открывания ворот. Когда они закрыты – они являются продолжением стены, в открытом – располагаются параллельно потолку.
- Возможна облицовка любым материалом, декор любым способом – от остекления до фальш-панелей.
- Можно открывать можно как вручную, так и при помощи автоматики, чаще всего при помощи пульта с дистанционным управлением. Соответственно и ворота могут быть как с механическим приводом, так и с автоматическим.
Чаще всего используется комбинация обоих способов.
- Отличная изоляция благодаря герметичности конструкции, можно также дополнительно установить теплоизоляцию.
- Возможна установка в гараже, рассчитанном на одну или две машины.
- Ну и, конечно же, не нужно забывать о простоте и удобстве эксплуатации.
У поворотных ворот есть и недостатки, такие как:
- Довольно высокая цена. Конструкция состоит из электромеханического привода, утепленного полотна, каркаса из нержавейки, поэтому стоит недешево. А если использованы такие облицовочные материалы как, например, древесный массив или кассетный дизайн, цена еще возрастает.
- Непростая установка, лучше всего делать это с привлечением специалистов, хотя бы для консультации, особенно, если планируется использовать дорогостоящие материалы.
- Рекомендуется устанавливать этот тип ворот в помещениях без отопления.
- Большое количество материалов и расходников, требуемых для монтажа.
Установка возможна только в прямоугольные проемы.
- Когда ворота открыты, происходит уменьшение высоты проема – приблизительно на 20 см, что может быть важно, если автомобиль в гараж планируется ставить высокий.
- При повреждении части полотна ворот менять придется все полотно полностью; частичная замена невозможна.
- При проведении теплоизоляционных работ нужно учесть, сколько весит утеплитель, так как пружинный механизм ворот рассчитан на определенный вес ворот.
Если вес створки с утеплителем сильно увеличится, придется монтировать противовесы.
- Это же придется учитывать, декорируя ворота. Общий вес полотна и рамы не должен превышать допустимой нагрузки на пружины.
- При подъеме ворот машина должна стоять на расстоянии не менее 1,5 м от гаража во избежание повреждений транспорта. В случае если перед воротами намело сугробы, открывание ворот может стать проблематичным.
Обзор подъемно-поворотных ворот смотрите в следующем видео.
В некоторых случаях обычные распашные ворота не подходят. В гаражном кооперативе откаточная конструкция – также не вариант. В этой статье разберем схемы и пошаговую инструкцию по тому, как сделать подъемно-поворотные ворота своими руками для вашего гаража. Также они могут монтироваться как въездные во двор, но это менее распространенный вариант.
Логично сразу привести схему и объяснить или напомнить, как открывается эта конструкция. Полотно движется вверх и постепенно поворачивается вокруг своей горизонтальной оси так, что при полном подъеме оно становится параллельным потолку (это видно на фото вверху). Движение осуществляется с помощью специальных рычагов, которые приводятся в действие с помощью пружин и противовесов. При открытии пружины натянуты
Открывание может происходить как вручную, так и с использованием электрического привода. Второй вариант как раз и представлен на схеме внизу. В любом случае, система комплектуется двумя компенсаторами веса полотна, которые располагают по обе стороны въезда:
- С помощью пружин самый популярный метод, при необходимости можно регулировать натяжение пружины. Недостаток — ограниченная масса, которую могут поднять пружины
2. С использованием противовесов. Этот метод более громоздкий, его сложней регулировать и для его обустройства потребуются дополнительные ролики, по которым будет скользить трос. Пользователи отмечают некоторые проблемы с тросами, их креплением и тд
Но более важная классификация еще впереди. Мы разобрали, какие бывают компенсаторы веса. Теперь определимся с основными конструкциями.
Чертежи для изготовления подъемно поворотных гаражных ворот
Можно выделить две системы:
- Первая – классическая с использованием направляющих горизонтальных рельс. Полотно втягивается в гараж и скользит по этим элементам. Недостаток такой системы – шум от скольжения, шум от роликов. Кроме того, направляющие могут мешать вам работать в закрытом гараже, но таких моментов не много.
- Без направляющих рельс, — на четырех рычагах, еще называют z-системой. Преимущество в легкости устройства и бесшумной работе. Недостатком может стать сложность в том, чтобы задать кривую, по которой будет двигаться конструкция
Дальше обсудим, как провести работы своими руками, но сначала ознакомимся с возможностью их установки в вашем гараже:
- Первое, на что нужно обратить внимание – проем должен быть прямоугольной формы. Если у вас железный гараж, обратите внимание, на то, чтобы стойки проемы были строго вертикальными. Если они будут сужаться к верху, то полотно не сможет заехать.
- Другой важный момент – высота вашего проема. В открытом положении конструкция уменьшит его еще на 20 см. Если высота потолка позволяет, следует при необходимости поднять перемычку на достаточную высоту. Учитывайте, что может потребоваться въезжать в гараж на разных машинах, кроме того, большой проем будет плюсом при продаже.
Если вы планируете использовать готовые створки в качестве полотна, учитывайте, что может получится так, что пружины не смогут их поднять и нужно проектировать систему с противовесами. Помните о том, что теплоизоляция тоже имеет вес, который нужно будет учесть при расчетах.
Подготовка к работе
Сейчас мы перечислим материалы и инструменты, которые точно будут нужны вам для работы. Мелочи пропустим и укажем основные элементы. Для сборки каркаса и направляющих вам потребуются:
- Уголки или профили – для сборки каркаса рамы и направляющих. В принципе, все можно собрать из профилей, они и выглядеть будут аккуратней. Не знаем, зачем в аналогичных статьях рекомендуют готовить бруски, они вам ни к чему, все будем делать из металла. Профили должны быть различных сечений. Ширина полотна определяет ширину профиля.
- Готовим ролики и подшипники, пружины (по внутреннему диаметру ø30 мм) либо элементы противовесов.
- Утеплитель – подойдет пенопласт.
- Обшивку – листовой металл, либо профнастил.
Из материалов вам потребуется:
- “Болгарка” с отрезными кругами;
- Сварочный инвертор;
- Шуроповерт;
- Рулетка, маркеры.
Порядок изготовления
Первое, с чего нужно начать – составить чертеж ворот. Не пугайтесь, это не сложно и на чертеж должен быть таким, чтобы вы его понимали. Вначале замерьте проем и нанесите его на лист. Продумайте, как будет двигаться полотно, сколько место ему нужно будет, насколько будет выходить за пределы гаража его козырек.
Далее определитесь с типом конструкции – будут ли они иметь направляющие рельсы или нет. Подумайте о том, какие материалы у вас есть, сколько они будут занимать места. Вообще, вся работа займет у вас два полных дня, поэтому подготовьтесь. Основные шаги в установке:
- Установка и сваривание элементов рамы, ее обычно располагают внутри гаража;
- Установка рельс;
- Сваривание полотна ворот. Крепление рычагов и пружины, либо системы с противовесом.
Подробней не будем расписывать порядок установки, потому что вариантов подъемно-поворотных ворот много и поэтому шаги выше пригодятся не всем.
Довольно популярны среди потребителей различных категорий ворота, оснащенные подъемным поворотным механизмом открывания. При этом стоимость рассматриваемой конструкции довольно высока. Актуальной является тема о сооружении данной конструкции собственноручно. Для этого желательно иметь некоторое понятие о процессе сварки и понимать в целом, что представляет собой рассматриваемая конструкция.
Плюсы и минусы
На изучение устройства таких ворот стоит потратить время: это один из удобных, надежных и безопасных механизмов, процесс его установки является ответственным. Рассматриваемый механизм имеет ряд очевидных плюсов по сравнению с другими конструкциями, что является особенностями поворотно-подъемных ворот. Другие гаражные ворота не обеспечивают того же уровня защиты, надежности и безопасности, которая в данном виде гарантирована за счет прочности цельного полотна.
Именно такая характеристика станет надежным препятствием на пути взломщиков и лиц, стремящихся проникнуть на не свою территорию.
Положительной чертой является низкая подверженность коррозийным процессам, а также определенная устойчивость к внешнему воздействию. Последнюю характеристику ворота приобретают при соблюдении технологии производства и требований к материалу. Одним из плюсов является экономия места: такие ворота при открывании и будучи открытыми не нуждается в дополнительном свободном месте.
Положительный момент – отличный внешний вид, который можно создать самостоятельно. Для этого нужно грамотно подобрать облицовочный материал и декоративные элементы. Ими могут стать вставки декора или панели. Плюсом будет и возможность дополнительного утепления с помощью специальных панелей (например, из пенополистирола). Приятным бонусом является двойственный характер механизма открывания (автоматически и вручную).
Такими воротами можно оборудовать и одинарный и двойной гараж.
К недостаткам можно отнести характеристики, затрагивающие особенности самого механизма. Негативным моментом при установке и эксплуатации подъемно-поворотных ворот является ограничение на форму проема: она обязательно должна быть прямоугольной. Открытые ворота несколько уменьшают расстояние от пола до верхней части. Есть также недостаток, связанный с цельностью полотна, которая исключает возможность отдельно ремонтировать некоторые участки.
Если появится повреждение на какой-либо из частей конструкции, менять придется ворота полностью.
Некоторые проблемы создает пружинный механизм: пружина может выдержать только определенный вес. При декорировании и утеплении ворот придется постараться и уложиться в установленные рамки, а это создает некоторые сложности и требует дополнительное время на расчеты. Если ворота после утепления и отделки станут намного тяжелее, придется воспользоваться противовесами. Рама может устанавливаться не плотно к полотну, из-за чего между ними будут щели.
Избавиться от щелей придется резиновым уплотнителем. Такой вариант будет неприемлем в гараже с отоплением.
Действие механизма
При выборе подъемно-поворотной конструкции ворот нужно понять, как такая конструкция действует. При этом не важно, приобретаете вы готовую конструкцию или собираетесь возводить ее самостоятельно. Устройство таких ворот является несложным. Ворота представляют собой раму, полотно, а также направляющие, по которым осуществляется смена горизонтальных и вертикальных плоскостей.
Главная часть механизма состоит из стальной рамы, так как она является ведущей частью во время движения механизма. Ее устанавливают одной из первых в гаражный проем или за него. Изготавливают раму из труб с прямоугольным сечением. Когда ворота начинают открываться, одновременно начинается действие роликового механизма и подъемных рычагов. С помощью последних створки начинают двигаться в соответствии с расположением направляющих. После чего происходит фиксация ворот около потолка. При этом нижний участок ворот становится вместо козырька.
Когда ворота закрыты, происходит растяжение компенсационных пружин, когда открыты – пружины освобождаются. Выделяют два типа механизмов в зависимости от способа, которым открываются ворота. Первый состоит из шарниров и рычагов, является наиболее популярным за счет своей простоты и надежности. Такой механизм способствует тому, что полотно свободно движется и не блокируется, когда это не нужно. Данный механизм требует реализации нескольких обязательных требований.
В частности, пружины должны быть в тщательно отрегулированном, хорошо натянутом состоянии. Требование предъявляется и к направляющим: они должны быть расположены точно на своем месте. Противовесы механизма такого типа представляют собой прикрепленный к нижнему рамочному углу трос, который продевается через середину блока, а на противоположный край троса прикрепляется противовес. Такие противовесы могут устанавливаться только на воротах с достаточно большой массой.
Управление можно осуществлять вручную и на основе автоматики.
Инструменты
Если монтаж ворот с цепью планируется проводить самостоятельно, важно иметь под рукой инструменты, без которых при проведении таких работ не обойтись. В набор входят:
- уровень;
- аппарат для сварки;
- гаечные ключи;
- болгарка;
- молоток;
- дрель;
- карандаши;
- сверла;
- отвертки.
Как сделать?
Процесс изготовления рассматриваемого вида ворот состоит из нескольких частей. Каждая часть соответствует изготовлению определенного элемента данного механизма. Частями процесса будут являться:
- сварка рамы;
- создание каркаса и створок к нему;
- монтаж полотна ворот;
- установка замка и запорного механизма.
Разберем поподробнее каждую часть процесса.
Делаем раму
Первый этап процесса – создание рамы (основной составляющей всего механизма). Чтобы сделать раму, необходимо иметь в своем арсенале стальной уголок размером 6,5 см, металлическую полоску, толщина которой должна составлять 0,4 см, а ширина 1,3 см, арматуру (для надежной фиксации рамы). Понадобится болгарка, рулетка, сварочный аппарат и угольник. Для создания рамы нарезаем нужное количество уголков (вместо них можно использовать профиль из металла).
Таких уголков требуется 8 шт. разной длины. Длина четырех должна составить такой же отрезок, который составляет ширина проема. Длина оставшихся четырех должна равняться высоте.
После нарезки осуществляют сварку получившихся уголков для создания каркаса, при этом используется стыковой или нахлестный способ соединения. Снаружи раму необходимо подвергнуть тщательной обработке для обеспечения плотности соединения створок и рамы, что обеспечит отсутствие щелей и большую надежность конструкции. Если будет использован элемент усиления ворот, его следует закреплять в их средней части. Изготовление створок осуществляется из металлического листа толщиной 2 мм. Когда полотно приваривают к основе, большое значение имеет соблюдение особой технологии. При этом снизу и сверху полотно должно отступать за край примерно на 2 см, хотя его ширина должна быть меньше примерно на 1 см.
Сердцевину и каждый из углов нужно закрепить сваркой. Затем можно приваривать лист. По завершению монтажа ворот остатки сварки следует срезать (остатки сварки могут привести к тому, что гаражные ворота со временем деформируются). Чтобы створки ворот надежно держались, можно усилить петли (приварить нижнюю часть к каркасу, а оставшуюся соединить со створкой). Усилить петли можно и за счет дополнительного арматурного металлического слоя, который надлежит правильно загнуть, затем приварить к верхней части петель и к створкам.
Как управлять?
При монтаже таких ворот пользуются дистанционным, механическим или ручным способами управления. Управление вручную предполагает, что хозяин, используя свою собственную силу, перемещает створку ворот при помощи поводка или рукой. Если при управлении используется механика, предполагается использование электрического мотора. Такое управление предполагает нажатие кнопки для начала осуществления механизма. При этом кнопку можно расположить в самом гараже и за его пределами.
Управление створкой гаражных ворот на основе дистанционного механизма считается одним из лучших и удобных вариантов. Однако дистанционное управление является дорогим удовольствием, которое не каждый может себе позволить. Если используется управление дистанционного типа, хозяин такого механизма получает определенные преимущества в виде возможности управлять створкой ворот из дома или салона автомобиля. Действует дистанционное управление на основе микрокомпьютера и приемника, который принимает сигналы. В основе действия дистанционного способа управления лежит датчик, который определяет, закрыты ворота гаража или открыты.
Знание особенностей и принципа действия возможных вариантов управления створками ворот гаража позволит определить, какой механизм будет более приемлемым для конкретных условий и отвечающим требованиям владельца. Такие познания позволят без труда справиться самостоятельно со всем процессом монтажа ворот с выбранной системой управления. На первый взгляд описанный процесс кажется сложным, хотя его выполнение не потребует больших усилий и затрат.
Перед тем, как начинать монтаж ворот, стоит изучить тщательно их устройство, привод и учесть все нюансы, включая чтение инструкции. Не рекомендуется экономить на арматуре: обилие качественного металлического материала только укрепит и обезопасит конструкцию в целом. Несмотря на то, что ворота сами по себе довольно тяжелые, с течением времени они могут разболтаться. Поэтому их состояние следует постоянно контролировать и при необходимости корректировать.
О том, как изготовить подъемно-поворотные ворота своими руками, вы можете узнать в следующем видео.