Мотоблок – это своеобразный мини-трактор, предназначенный для проведения различных сельскохозяйственных операций на сравнительно малых площадях земельных участков.
Назначение
Мотоблок Belarus МТЗ-05 – первая модель подобной мини-техники сельхозназначения, выпущенной Минским тракторным заводом. Его предназначение – выполнение пахотных работ на сравнительно небольших земельных участках с легкими почвами, обработка земли с помощью бороны, культиватора. А также эта модель может обрабатывать междурядья посадок картошки и свеклы, косить траву, перевозить грузы при использовании прицепа до 0,65 т.
Для проведения стационарных работ необходимо присоединение привода к валу отбора мощности.
Основные технические характеристики
В данной таблице приведены основные ТХ этой модели мотоблока.
Показатель
Значение
Одноцилиндровый 4-тактный бензиновый с карбюратором марки УД-15
Объем двигателя, куб. см
Тип охлаждения двигателя
Мощность двигателя, л. с.
Объем топливного бака, л
4 передних + 2 задних
Фрикционный, с управлением вручную
скорость: при движении вперед, км/ч
скорость: при движении назад, км/ч
Расход топлива, л/ч
В среднем 2, при тяжелых работах до 3
Габариты шин, см
Общие габариты, см
Ширина колеи, см
Скорость вращения вала, об/мин
Следует заметить, что высоту ручки управления, на которую часто жалуются собственники этой модели, можно удобно регулировать, к тому же возможно поворачивать ее вправо и влево на угол до 15 градусов.
Также к этому устройству можно прицеплять дополнительное навесное оборудование, которое позволит увеличить перечень операций, проводимых с помощью мотоблока:
- косилка;
- культиватор с фрезами;
- плуг;
- окучник;
- борона;
- полуприцеп, рассчитанный на груз массой до 650 кг;
- и другие.
Максимальный общий вес прицепляемых дополнительных механизмов составляет 30 кг.
Достоинства и недостатки
К достоинствам данной модели можно отнести:
- простоту использования;
- надежность конструкции;
- распространенность и доступность запчастей;
- сравнительную легкость ремонта, в том числе замены мотора на дизельный.
К минусам же относится то, что:
- эта модель считается устаревшей – выпуск ее начался около 50 лет назад;
- неудачное расположение регулятора газа;
- необходимость добавочного баланса для уверенного удержания в руках и управления агрегатом;
- многие пользователи жалуются на нечеткое переключение передач и значительные усилия, требующиеся для выключения блокировки дифференциала.
Схема устройства и принцип работы
Основой данного агрегата является двухколесное шасси с одной осью, к которой прикрепляется мотор с силовой передачей и реверсивная управляющая штанга.
Мотор располагается между шасси и муфтой сцепления.
Колеса закрепляются на фланцах конечных передач и снабжены шинами.
Для присоединения дополнительных механизмов имеется специальное крепление.
Бак для топлива расположен на кожухе муфты сцепления, а к остову его закрепление осуществляется хомутами.
Управляющая штанга, на которой располагаются управляющие агрегатом элементы, прикрепляется к верхней крышке корпуса трансмиссии.
Рычаг включения-отключения сцепления располагается на левом плече рулевой штанги. Реверсивный рычаг расположен на левой стороне пульта рулевой штанги и имеет две возможных позиции (передняя и задняя) для получения соответствующих ходовых передач.
Для переключения передач предназначен рычаг, расположенный на правой стороне пульта.
Рычаг управления ВОМ располагается на кожухе трансмиссии и имеет две позиции.
Для пуска двигателя используется педаль с правой стороны мотора. А также эту задачу можно осуществить с помощью стартера (шнурового типа).
Рычаг управления газом прикреплен к правому плечу рулевой штанги.
Блокировку дифференциала можно осуществить с помощью рукоятки на пульте.
Принцип действия состоит в передаче крутящего момента от мотора через муфту сцепления и коробку передач на колеса.
Инструкция по эксплуатации
Эту модель мотоблока легко эксплуатировать, чему способствует простота ее устройства. Руководство по эксплуатации идет в комплекте с агрегатом. Здесь приведены лишь некоторые моменты по правильной подготовке и использованию механизма (вся инструкция занимает порядка 80 страниц).
- Перед использованием по назначению обязательно обкатайте агрегат на холостом ходу при минимуме мощности, чтобы улучшить притирание элементов трансмиссии и двигателя.
- Не забывайте периодически проводить смазку всех узлов агрегата, соблюдая рекомендации по смазочным материалам.
- После того как вы запустили мотор, педаль пуска необходимо поднять.
- Перед включением переднего или заднего хода нужно остановить мотоблок, и выключить сцепление. Причем остановку агрегата нельзя производить путем установки реверсного рычага в нефиксированное нейтральное положение. Не соблюдая эти рекомендации, вы рискуете сколами шестеренок и поломкой коробки переключения передач.
- Коробку передач необходимо включать и переключать лишь после уменьшения оборотов двигателя и выключения муфты сцепления. Иначе вы рискуете вылетом шариков и поломкой коробки.
- Если мотоблок движется задним ходом, надежно удерживайте штангу руля, и не совершайте резких поворотов.
- Дополнительное навесное оборудование прикрепляйте аккуратно и надежно, не забывая о плотной установке шкворня.
- Если вам при работе на мотоблоке не нужен вал отбора мощности, не забудьте его отключить.
- Перед использованием мотоблока с прицепом тщательно проверьте исправность тормозной системы навесного механизма.
- При работе мотоблока на слишком тяжелых и увлажненных участках земли колеса с пневматическими шинами лучше поменять на грунтозацепы – диски со специальными пластинами вместо покрышек.
Уход за мотоблоком включает в себя регулярное техническое обслуживание. После 10 часов эксплуатации агрегата:
- проверьте уровень масла в картере мотора и при необходимости долейте с помощью заправочной воронки;
- запустите мотор и проверьте давление масла – необходимо убедиться в отсутствии протекания топлива, необычных шумовых эффектов;
- проверьте работу муфты сцепления, и если нужно, подрегулируйте.
После 100 часов эксплуатации мотоблока необходим более тщательный техосмотр.
- В первую очередь вымойте агрегат.
- Затем проведите все вышеперечисленные процедуры (которые рекомендованы после 10 ч. работы).
- Протестируйте исправность и надежность всех узлов механизма и креплений. В случае обнаружения неисправностей устраните их, ослабленные крепления подтяните.
- Проверьте межклапанные промежутки, а при изменении величины зазоров подрегулируйте. Это делается так: снимите кожух с маховика, подготовьте тонкое лезвие толщиной 0,1-0,2 мм – это нормальная величина межклапанных промежутков, гайку чуть открутите, потом подложите подготовленное лезвие и слегка прикрутите гайку. Затем необходимо прокрутить маховик. Клапан должен двигаться легко, но без зазоров. Если возникнет необходимость, лучше провести повторную регулировку.
- Очистите электроды свечей и контакты магнето от нагара, помойте их бензином и проверьте зазор.
- Смажьте узлы, нуждающиеся в смазке.
- Промойте регулятор и смажьте его детали.
- Промойте бак топлива, отстойник и фильтры, в том числе и воздушный.
- Проверьте давление в шинах и при необходимости подкачайте.
После 200 часов работы проведите все процедуры, необходимые после 100-часовой эксплуатации, а также проверьте мотор и проведите его техобслуживание. При смене сезона не забывайте менять сорта смазки на соответствующие сезону.
Во время эксплуатации возможно возникновение различных проблем и поломок. Многие из них можно предупредить, если соблюдать инструкцию производителя по использованию агрегата.
Иногда возникают проблемы с зажиганием. В этом случае необходимо его отрегулировать.
Если мотор не запускается, проверьте состояние системы зажигания (протестируйте контакт электродов свечей с магнето), есть ли бензин в баке, как идет поступление топлива в карбюратор и как работает его заслонка.
Понижение мощности может иметь следующие причины:
- загрязнение вентиляционного фильтра;
- низкокачественное топливо;
- засорение выхлопной системы;
- уменьшение компрессии в цилиндровом блоке.
Причиной появления трех первых проблем является нерегулярные осмотр и профилактические процедуры, а вот с четвертой все не так просто – она показывает, что цилиндр двигателя изношен и требует ремонта, возможно, даже с полной заменой мотора.
Замена двигателя либо КПП на неродные типы проводится с использованием переходной плиты.
Регулировку сцепления проводят при помощи регулировочного винта. При пробуксовке сцепления винт выворачивают, в противном случае (если сцепление «ведет») винт нужно ввернуть.
Но также следует заметить, что мотоблок до и после использования нужно держать в сухом и закрытом помещении.
Можно модернизировать данный мотоблок, установив электрический генератор, фары, электростартер.
О том, как отремонтировать сцепление мотоблока МТЗ-05, смотрите в видео ниже.
Содержание
Устройство мотоблока МТЗ
Мотоблоки МТЗ начали изготавливаться в советское время. Их главным достоинством считается простота и ремонтопригодность. Поэтому разобраться с устройством Беларуса проблем не возникает. Самой популярной моделью является МТЗ-05.
Ниже на схеме подробно продемонстрировано расположение основных рабочих элементов мотоблока.
Перед началом проведения каких-либо ремонтных работ, обязательно изучите эту схему. Она отбросит многие вопросы касательно месторасположения или названия основных деталей устройства.
Двигатель
Исходя из отзывов, можно выделить основные проблемы, которые возникают в ходе эксплуатации, и пути их решения.
Пуск двигателя МТЗ затруднен
- Нехватка топлива или его подача затруднена. В этом случае следует проверить наличие топлива в бензобаке. Если бензин есть, то проверьте и прочистите топливные фильтры. Посмотрите, плотно ли соединен карбюратор с головкой. Оцените работоспособность бензонасоса.
- Проблемы в системе зажигания. Проверьте соединение проводов с магнето и свечами. Убедитесь в работоспособности магнето, дает ли он искру. Возможно, нарушена изоляция электродов в свечах зажигания или зазор между ними. Производите запуск более быстрым давлением на педаль. Проверьте работу ускорителя.
Коленчатый вал оборачивается медленно или вовсе стоит на месте
- надежно ли закреплены провода стартера и аккумулятора;
- заряд аккумулятора и его исправность;
- насколько прогрет двигателя;
- нет ли пробуксовки муфты свободного хода в приводе стартера. Если такая ситуация возникает, то необходимо полностью заменить муфту;
- состояние смазки шестерней привода и шлицев;
- чистоту коллектора;
- состояние щеток;
- состояние обмоток якоря (в случае нарушения замените полностью все устройство).
Двигатель завелся, а стартер не выключается
В этом случае в первую очередь необходимо разобрать стартер и убедится в его работоспособности. Возможно, заел привод стартера на валу или якорь тягового реле.
Мотоблок работает рывками
- нестабильная работа системы зажигания;
- свечи закоптилась;
- грязь в карбюраторе.
Двигатель МТЗ не выдает полную мощность
- вымойте и высушите свечи зажигания, а также установите зазор между ними;
- откорректируйте состав топливной смеси на холостом ходу;
- очистите карбюратор;
- убедитесь, что зажигание выставлено правильно;
- была слишком большая нагрузка на Беларуса, и дроссельная заслонка сильно открылась, поставьте ее на место.
Во время работы карбюраторная система переполняется маслом
- устраните нагар и протрите клапан;
- запорная игла садиться не полностью;
- бензонасос подает слишком большое количество топлива;
- подложите больше прокладок для бензонасоса.
Замена двигателя
Чаще всего замена двигателя производится на старых Беларусах 05 и 09. На них установлены заводские моторы УД-15 и УД-25. Их ресурс работы с 90-х уже давно исчерпался. И поэтому сейчас более актуальными считаются двигатели Хонда и Лифан.
Новые заводские модели мотоблоков МТЗ-09Н оборудованы именно двигателями Hоnda GX 270. Они считаются самыми надежными для применения в садовом хозяйстве.
Замена двигателя на новый является сложной задачей, поскольку необходимо четко подсоединить все системы по соответствующей схеме.
Производите замену двигателя точно по схеме. Если что-то в замене пойдет не так, то при получении больших нагрузок Беларус начнет вести себя непредсказуемо.
Видео обзор замены двигателя на мотоблоке МТЗ
Многих владельцев МТЗ интересует этот вопрос, поскольку хочется получать максимум от своего мотоблока.
Для этого можно модернизировать шестерни и заменить стандартные на скоростные.
- В стандартной комплектации ведомая шестерня имеет 61 зуб, а полуось 12 зубьев.
- Скоростная ведомая шестерня имеет 55 зубьев, полуось 15 зубьев.
При модернизации обороты двигателя остаются неизменными, но значительно увеличивается скорость вращения полуоси, а отсюда и всего мотоблока.
В таблице представлены изменение скорости на каждой передаче
Еще одним способом увеличить скорость передвижения Беларуса является установка колес большего диаметра.
Здесь все просто, чем больше диаметр, тем большее расстояние он проедет за одно вращение.
Обкатка
Если Вы являетесь первым владельцем мотоблока МТЗ, то перед его полноценным использованием необходимо провести обкатку.
Эта процедура необходима для того, чтобы заводские детали притерлись друг к другу и начали работать стабильно.
Поскольку если сразу поставить на него тяжелый плуг и начать пахать, то детали могут неплотно соединяться друг с другом в силу их небольших шероховатостей, и какой-либо элемент шестерни легко может выйти из строя.
Для Беларусов обкатка должна составлять от 10 до 12 моточасов. В это время необходимо просто дать поработать двигателю с небольшими нагрузками. Например, это может быть обычный прицеп, который можно подсоединить к мотоблоку и покататься.
Настройка
Для правильной эксплуатации необходимо настроить мотоблок до выезда в поле для проведения работ.
Настройка мотоблока особенно актуальна после простоя техники в гараже в зимний период, когда соединения могли расшататься.
В случае если, Вы первый владелец, и только купили Беларус, то он уже должен быть настроен сморгонским заводом. Но все же рекомендуется еще раз проверить все системы работы двигателя.
Этапы настройки работы двигателя:
- Отрегулировать топливную смесь, поскольку она контролируется специальными винтами, которые периодически необходимо ставить на место.
- Установить нужный зазор между клапанами, это необходимо для того, чтобы поступало необходимое количество топливной смеси в карбюратор.
- Настроить работу карбюратора для выдачи необходимых оборотов двигателя на минимальном и максимальном газу.
- Проверить давление в шинах, оно должно быть одинаковое, на уровне 2 атмосфер, в противном случае во время работы МТЗ будет вести в одну сторону и управление будет затруднено.
Обслуживание
Мотоблок МТЗ неприхотлив в обслуживании, однако следует следить за его состоянием.
- После проведения полевых работ следует очистить его от остатков грязи, это предостережет мотоблок от образования коррозии под действием влаги.
- Если было нарушено лакокрасочное покрытие, то его необходимо поправить при помощи специальной краски, по той же причине.
- Необходимо проверять уровень масла в специальных баках. И держать его на необходимом уровне. В противном случае трение будет происходить без смазывания, и износ деталей увеличивается в разы. По той же причине необходимо смазывать оси рычагов переключения Литолом или Солидолом.
Эксплуатация
- После того, как Вы завели двигатель, педаль следует медленно поднять в горизонтальное положение.
Важно! Запрещено работать с полностью опущенной педалью.
- Мотоблок сам по себе бесполезен, он работает при помощи специального навесного оборудования. Оно должно быть надежно закреплено шкворнем до упора! В противном случае возможен обрыв соединения и оборудование отлетит от мотоблока. Если оно находится сзади, то есть перед оператором, то может быть нанесен серьезный ущерб здоровью последнего.
- Запрещено включать заднюю передачу во время движения мотоблока вперед.
Смазочная система
Для длительной и стабильной работы машины необходимо ее правильно смазывать. Благодаря этому все детали устройства будут работать долго и стабильно.
Картер МТЗ рассчитан на 0,6 дм 3 масла. Согласно инструкции по эксплуатации оптимальной считается серия 10W-30. Рекомендуется брать импортное масло, оно дороже, но и работает лучше.
Важно! Если Вы только приобрели мотоблок, то масла в картере нет. Его необходимо залить туда. Не допускается начало обкатки без масла.
Спустя первые 25 моточасов работы необходимо провести первую замену масла. Делать это необходимо регулярно. В инструкции по эксплуатации мотоблока четко прописано через сколько часов работы следует менять масло на мотоблоке МТЗ.
Перед заменой двигатель прогревается. Благодаря этой хитрости масло становится более текучим и легче выходит из мотора.
Алгоритм замены масла:
- Снимается крышка с горловины масляного бака.
- Подставляется емкость под сливное отверстие.
- Убирается пробка из масляного бака для слива.
- Остается в таком положении на 15 минут.
- Вставляется на место сливная пробка.
- Наливается масло до необходимого уровня и проверяется его уровень щупом.
- Закручивается крышка.
Выбор масла для трансмиссии может ввести многих в заблуждение. Логично, что должно заливаться трансмиссионное, но это не так. В данном случае не идет большая нагрузка на трансмиссию, как в автомобилях.
Если заливать более густое трансмиссионное масло типа ТАп-15 или ТАД-17, то работа мотоблока будет затруднена.
Мотоблок с трансмиссионным маслом не может выдать необходимую мощность. Поэтому сюда также заливается моторное масло, изготовленное по советским ГОСТам: М-10В2 или М-10Г2 (летние варианты масла) и М-8Г2 (в зимнее время года).
Алгоритм замены масла в трансмиссии:
- Подставьте емкость под сливное отверстие трансмиссии.
- Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло.
- Залейте новое и закройте пробку.
- Прогоните масло по трансмиссионной системе на холостом ходу.
Если налить масло выше отметки, то мотоблок будет его гнать по всей системе, и его избытки будут вытекать из масляного бака и узлов соединения.
Регулировка сцепления
Сцепление является связующим звеном между КПП и рычагом управления. Поэтому необходимо знать, как его отрегулировать.
Если сцепление вышло из строя, то сбои видны сразу:
- Когда сцепление полностью выжато, а мотоблок рвется с места, то винт регулировки разболтался и его следует затянуть.
- Если сцепление отпущено, а мотоблок не выдает необходимую скорость или стоит на месте, то следует немного ослабить винт.
Видео обзор регулировки сцепления на мотоблоке МТЗ-05
Если» при эксплуатации из редуктора начал доноситься странный звук, немедленно стоит прекратить работы. Это первый признак того, что в коробке что-то не так. Также может быть сильно нагрета трансмиссия.
- Самая популярная проблема — это нехватка масла или плохое качество. Лучше всего использовать импортные аналоги для заливки, в этом случае можно обеспечить себя от плохого масла. Если его просто не хватает, то долейте. Проверять уровень следует перед началом проведения каждых работ.
- Если Вы заменили масло, но шум остался, то здесь проблема в шестернях. Их следует поменять на новые. Не допускается работать с неисправными шестернями.
Если существует проблема с переключением передач, их самостоятельным отключением или заклиниванием, то причин может быть несколько.
- В первую очередь отрегулируйте сцепление, если Вы уверены в правильности настройки, читайте дальше;
- Износились детали КПП, разберите и посмотрите на их состояние, при необходимости замените на новые;
- Стерлись шлицы валов.
Важно! Если торцы вращающихся шестерен грязные с налипшей пылью и маслом на них, то переключение передач будет происходить самопроизвольно, нельзя работать с таким мотоблоком.
Генератор
В стандартной комплектации мотоблоки МТЗ продаются без генератора. При модернизации их с АКБ, применять Беларусь становится намного приятней. Это дает возможность поставить электрический стартер взамен обычного и установить свет. Благодаря АКБ и электростартеру можно с легкостью заводить мотоблок, а свет поможет в проведении работ в темное время суток.
Видео обзор установки генератора на мотоблок Беларус
Вибрация мотоблока
МТЗ продуман таким способом, чтобы максимально снизить вибрацию, которая образовывается при его работе. Это достигается за счет современных подшипников, большого веса конструкции, улучшенного поршня и маховика.
Со временем при эксплуатации вибрация может увеличиться. В этом случае необходимо проверить состояние подшипников, при их износе значительно возрастает вибрация, которая идет от шатунного механизма.
За передачу вращения отвечает маховик. Поэтому в двигателе может быть все нормально, а вот при передаче на маховик уже образовываться вибрация. При его повреждении следует заменить на новый.
Минитрактор из МТЗ
Многие владельцы МТЗ модернизируют мотоблок в минитрактор. Самый простой способ сделать это с помощью адаптера. Он позволяет проводить большинство работ сидя на нем.
Для Беларусов есть специальные адаптеры типа Хорс. При модернизации им мотоблок уже мало чем напоминает себя прежнего. Это получается обычный трактор меньшего размера. Если установить его, то скорость Беларуса немного измениться, поскольку ему придется не только везти вес навески, но еще и сам Хорс. Но эта потеря будет незначительная, поскольку двигатели Хонда позволяют работать с навеской до полутоны. А вес Хорса около 100 кг.
Можно попробовать собрать и установить минитрактор самостоятельно. Есть большое количество разных схем и чертежей, как это сделать. Однако делать это своими рекомендуется только в том случае, если Вы уверены в своих силах. Иначе шансы на модернизацию крайне малы.
При внимательном отношении к работе и своевременном техническом обслуживании мотоблока МТЗ, он прослужит Вам долгое время.
Основные атрибуты | |
Состояние | Новое |
Назначение комплектующего | Детали привода |
В интернет – магазине «Мотомаркет» Вы можете купить скоростные шестерни для мотоблока мтз.
Читая отзывы о мотоблоке мтз, многие пользователи пишут, что усовершенствовали свой мотоблок при помощи скоростных шестерен.
Какие преимущества дают скоростные шестерни для мотоблока мтз?
Передача конечная (колесный редуктор) мотоблока МТЗ заводской комплектации оснащена ведомой шестерней (колесом зубчатым) с количеством зубьев 61 и полуосью (валом) с количеством зубьев 12. В комплект скоростных шестерен входят ведомая шестерня (колесо зубчатое) (2 шт.) – 55 зубьев и полуось (вал)(2шт.) – 18 зубьев. Таким образом, комплект скоростных шестерен состоит из 4 позиций (по 2 детали на каждую сторону мотоблока).
Установка скоростной пары на мотоблок МТЗ существенно увеличивает скорость движения мотоблока.
Скорость мотоблока в заводской комплектации (км/ч)
Скорость мотоблока, оснащенного скоростными шестернями (км/ч)
>