Анализ статистических данных показывает, что на долю масляных выключателей приходится до 60 % всех повреждений электрооборудования РУ, причем при повышении напряжения их повреждаемость растет.
Повреждаемость баковых выключателей 35 кВ довольно высока. Около 70 % случаев повреждений связано с непогашением дуги, перекрытиями внутрибако- вой изоляции, повреждением вводов. Остальные повреждения связаны с нарушением контактной системы, поломками изоляционных частей и деталей механизма управления выключателем.
Отказы дугогасящих устройств связаны с дефектами дугогасительной камеры или с малой. скоростью расхождения контактов из-за ослабления пружин, загустения смазки, заедания передаточных механизмов,ч повышенной вязкости масла при низких температурах.
Повреждения вводов «вязаны с ударными механическими нагрузками-при включении, с увлажнением изоляций, с дефектами изготовления и ремонта вводов. Средний срок службы вводов — около 10 лет. За этот период отбраковывают или заменяют 10 % вводов. Чтобы предупредить повреждение ввода, нужно обеспечить герметичность внутренней поЛЬстиги надлежащее качество в отношении ее морозостойкости.
Повреждения контактной системы выключателей 35 кВ объясняются следующими причинами: дефектами изготовления и ремонта контактной системы, разрегулировкой привода выключателя и соединительных тяг, повреждениями в механической системе управления и недовключениями выключателей.
У выключателей ВМГ-10, ВМП-10 повреждения вызываются перекрытием опорных изоляторов и изоляционных цилиндров при увлажнении, перекрытием, между фазами и на землю при отключении токов к. з. Значительные повреждения имеют контактные и дуго- гасительные устройства, которые работают в тяжелых, условиях. ,
Причины повреждений и отказов. разъединителей, отделителей и короткозамыкателей следующие: поломки опорных изоляторов, нарушение контактов, дефекты приводов, дефекты пружинных и передаточных механизмов, обледенение механизмов и контактов, поломки изоляционных вставок и т. п.
Повреждения и поломки опорно-стержневых изоляторов дают от 50 до 90 % повреждений аппаратов. Перекрытия связаны в основном с недостаточной длиной пути утечки токов и несвоевременной чисткой изоляторов. Поломки стержневых изоляторов связаны с недостаточной механической прочностью, низким качеством изготовления фарфора и дефектами армировки изоляторов.
Нарушение контактов наблюдается в основном у разъединителей и отделителей 35 кВ. Эти повреждения происходят из-за дефектов контактных ламелей, которые не были выявлены при монтаже и приемке в эксплуатацию КТП.
К сборным шинам РУ примыкают спуски к шинным разъединителям и сами разъединители. Повреждения таких элементов часто бывают из-за ошибок персонала при оперативных переключениях и при наложении переносных заземлений. При этом повреждаются ошиновка спусков и сами разъединители.
На участке между выключателем и вводом линии чаще всего происходят повреждения трансформаторов тока. Неисправности трансформаторов тока напряжением 35 кВ и выше (не встроенных в выключатель) сходны с неисправностями вводов выключателей. В трансформаторах напряжения наблюдаются витковые замыкания на вторичной обмотке и повреждение изоляций стяжных шпилек. Если ток холостого хода трансформатора напряжения оказался выше прежних значений, необходимо вскрыть трансформатор и внимательно осмотреть его.
Основная причина нарушения эксплуатационной надежности — вентильного разрядника — проникновение влаги в его внутреннюю полость, особенно в область искрового промежутка. Отложение продуктов коррозии на электродах искровых промежутков уменьшает разрядное расстояние между ними (а в некоторых случаях приводит к закорачиванию части промежутков), что создает опасность их пробоя при незначительных коммутационных перенапряжениях или даже в нормальном режиме.
При ремонте выключателей проверяют состояние вводов, внутренней изоляции, подвижных и неподвижных контактов, надежность крепления контактов и ду- гогасительных камер (при необходимости их заменяют), состояние приводов и их частей, пружин, болтов, гаек, гибких связей, приводного механизма; доливают и заменяют масло, чистят и собирают масломерное устройство; регулируют и испытывают выключатели; проверяют работу сигнальных блок-контактов.
Ремонт масляного выключателя считается выполненным правильно, если все механические характеристики— ход подвижной части (траверсы), вжим контактов’ и разновременность замыкания и размыкания контактов — соответствуют заводским данным.
Заводы-изготовители предписывают ремонты выключателей с разборкой полюсов в следующие сроки:
1) выключателей, ВТ-35—ежегодно и после каждого отключения «тяжелого» короткого замыкания, которое сопровождается значительным выбросом масла или другими ненормальными явлениями;
2) выключателей ВМП-10— после отключения суммарного значения тока к. з. 120 кА или суммарных рабочих токов 300 кА —через 3 года, в зависимости от того, какое событие наступит раньше;
3) выключателей ВММ-10—после 10 отключений номинального тока или после отключения суммарного тока 100 кА. Первый осмотр внутренней части выключателя предусматривается через Г. . .2 года после ввода в эксплуатацию.
При капитальном ремонте выполняют модернизацию и усиление выключателей и отдельных узлов, проводят противоаварийные мероприятия, направленные на повышение безопасности обслуживания оборудования.
Ремонт масляных выключателей выполняют специализированные бригады, оснащенные сменными деталями и узлами, измерительными приборами и приспособлениями.
Периодические и внеочередные ремонты приводов к выключателям проводят одновременно с ремонтом выключателя. При ремонте приводов тщательно проверяют все узлы и механизмы, очищают от пыли, грязи и старой смазки. Проверяют также наличие и целость шарнирных соединений, болтов, пружин, исправность блок-контактов, сцепление движущихся частей привода.
‘ После устранения неисправностей, выявленных при ремонте, привод регулируют. Работу привода опробу. ют на включение и отключение выключателя — от руки, дистанционно, от устройств релейной защиты и автоматики.
Во время такой проверки определяют четкость работы всех механизмов привода с выключателем, исправность оперативных и сигнальных цепей, четкость замыкания и размыкания блок-контактов привода и др.
Так как в сельском электроснабжении используется большое разнообразие приводов (ручные, пружинные, грузовые), то при ремонте и наладке необходимо учитывать их особенности.
При ремонте выключателя нагрузки проверяют состояние контактных поверхностей, их зачищают наждачной бумагой н смазывают тонким слоем технического вазелина. Отвинтив винты, крепящие щеки дуго- гасительного устройства, снимают щеку и осматривают вкладыши. При этом толщина стенки вкладыша должна быть не менее 0,5.. 1 мм. Вкладыши с выгоревшими стенками заменяют новыми. Ослабленные или имеющие дефекты пружины заменяют новыми — заводского изготовления; износившиеся резиновые шайбы буфера заменяют шайбами соответствующих размеров, изготовленными из листовой резины толщиной 4 . б мм.
При регулировке выключателей нагрузки определяют правильность входа ножей в камеры. Во включенном положении ножи должны располагаться строго вертикально и входить в камеры без боковых ударов, точно попадая в их горловины. Неполное включение ножей не допускается. Проверяют также соединение привода с валом выключателя. При повороте вала на 71. . . 75° ножи должны поворачиваться на 58°, а ход дугогасительного контакта должен составлять 160 мм. После регулирования привода и смазки трущихся частей делают 25 контрольных включений и отключений выключателя.
При капитальном ремонте выключателя нагрузка изоляцию выключателя испытывают повышенным напряжением промышленной частоты, а также измеряют сопротивление контактов выключателя на постоянном токе. Если сопротивление контактов возросло более чем в 1,5 раза против исходных данных или первоначально измеренных значений, контакты необходимо улучшить.
При ремонте разъединителей тщательно осматривают контактные поверхности неподвижных контактов и ножей. Они не должны иметь раковин, выбоин, пленок окиси и погнутостей. Для устранения раковин и выбоин поврежденные части опиливают. При появлении окиси на контактах вследствие чрезмерного нагрева их зачищают мягкой стальной щеткой или мелкой стеклянной шкуркой и покрывают тонким слоем технического вазелина. Нажатие пружин проверяют динамометром и сравнивают с допустимым (по инструкции) значением. При ремонте разъединителей типа РВ, РВЗ обращают внимание на целость механических запирающих устройств и прочность крепления стальных пластин электромагнитных замков к ножам разъединителей.
Если разрушена армировка изолятора на участке, не превышающем ‘/з окружности фланца или колпака, то ее восстанавливают. На участке, превышающем ‘/з окружности фланца или колпака, изолятор заменяют.
У разъединителей РЛНЗ и РЛНД при ремонте обращают внимание на целость гибких связей и надежность их соединения с неподвижными контактами. После окончания ремонта разъединители регулируют. При этом проверяют плотность прилегания подвижных и неподвижных контактов, глубину вхождения подвижно, го контакта в неподвижный, угол поворота ножей разъединителя при отключении. Отрегулированный разъединитель проверяют путем многократного включения и отключения.
При ремонте отделителей и короткозамыкателей выполняют следующее: разбирают колонки отделителей, промывают валы опорных и направляющих подшипников, заменяют смазку; разбирают шарниры то- коведущих клемм, промывают и смазывают; зачищают контакты или промывают посеребренные контакты, проверяют контактное давление и при необходимости регулируют; очищают и смазывают пружины и их най:’ равляющие; разбирают, очищают от ржавчины и старой смазки все шарнирные и трущиеся соединения и смазывают их; разбирают привод с выемкой вала, удаляют старую и накладывают новую смазку; собирают и регулируют отделители и короткозамыкатели; измеряют сопротивление контактов и снимают виброграммы работы отделителя.
Ремонты короткозамыкателей и отделителей направлены прежде всего на устранение возможных заеданий механизмов и регулировку контактной системы отделителей. Для смазки этих аппаратов применяют смазку ГОИ-54 с присадкой 10% графита.
При ремонте сборных шин РУ проверяют их крепление и при необходимости заменяют болтовые соединения и другие части. Болтовые соединения дают надежный контакт при условии, если соединяемые повер- хйости чистые и гладкие, а болты затянуты. Неровности и пленки окиси удаляют с контактных поверхностей напильником, при этом общую площадь сечения шин допускается уменьшать не более чем на 1,5 %. Алюминиевые шины после грубой зачистки защищают слоем вазелина. Перед установкой контактную поверхность зачищают мягкой стальной щеткой.
Если вмятины или вцемки уменьшают сечение шин более чем на 1,5% для алюминия и более чем на 1 % для меди от общего сечения, то на дефектное место накладывают усиливающую накладку, которую соединяют болтами. Шины после ремонта красят, за исключением тех мест ответвлений и присоединений к аппаратуре, которые после выполнения присоединений покрывают прозрачным глифталевым лаком.
При ремонте трансформаторов тока проверяют целость фарфоровых изоляторов и их армировки, прочность крапления стержня в изоляторе, исправность цепи вторичной обмотки, состояние изоляции между первичной и вторичной обмотками. Изоляторы с небольшими сколами и частично разрушенными армировоч- ными швами подлежат ремонту. Если сопротивление изоляций между обмотками и металлическим корпусом трансформатора менее 50 МОм, то трансформаторы тока нужно сушить (кроме ТПЛ).
.Трансформаторы тока для внутренней установки подлежат внешнему и внутреннему ремонту с разборкой трансформатора. Трансформаторы тока для наружной установки допускается ремонтировать только внешне.
Обрыв проводов вторичных обмоток ликвидируют посредством сварки соответствующих концов провода
или пайки их фосфористо-медным или медио-цинковым припоем. При этом пайка оловом не допускается.
Если у трансформатора тока для внутренней установки обнаружены серьезные неисправности (полное разрушение изоляторов, токоведущих частей, витковые замыкания и др.), то его вскрывают и заменяют поврежденные узлы и детали. При частичном или полном выходе из строя стали сердечника его восстанавливают путем замены листов из однотипного вышедшего из строя трансформатора тока. При ремонте сердечника не следует допускать уменьшения его массы, так как это приводит к снижению точности и уменьшению 10 %-ной кратности трансформатора тока.
Во избежание нарушения конструктивных размеров обмоток трансформатора при ремонте следует точнее воспроизводить первоначальное (заводское) расположение вторичной обмотки на сердечнике. Первичную обмотку на сердечнике нужно располагать симметрично вторичной.
Испытания трансформаторов тока, вышедших из ремонта, зависят» от характера проведенного ремонта. Если ремонтируют только металлические части, то изоляцию первичной обмотки подвергают испытанию нап- — ряжением, составляющим 0,9 £/исп, в течение 1 мин; изоляцию вторичных обмоток испытывают относительно корпуса напряжением 2 кВ в течение 1 мин; определяют погрешность трансформатора тока.
Если при ремонте изменились обмоточные данные вторичных обмоток, то дополнительно к указанным испытаниям проверяют отсутствие витковых замыканий вторичных обмоток. А при изменении площади сечения проводников первичной или вторичной обмоток дополнительно испытывают обмотки на нагрев.
При ремонте трансформаторов напряжения измеряют намагничивающий ток при напряжении на вторичной обмотке, равном 100 В. Если ток холостого хода выше предыдущих измерений, то необходимо вскрыть и осмотреть трансформатор.
Качество изоляции обмоток оценивают по ряду характерных величин: тангенсу угла диэлектрических потерь, сопротивлению изоляции первичной и вторичных обмоток, а также испытанием повышенным напряжением переменного тока.
Ремонт трубчатых разрядников включает проверку состояния внутренней поверхности, измерение внутреннего диаметра, измерение внутреннего искрового промежутка, а также проверку состояния лакового покрытия фибро-бакелитовой трубки, прочности крепления на ней стальных наконечников, правильности взаимного расположения внутри трубки электродов, исправности указателя срабатывания.
Поврежденное покрытие трубки восстанавливают, Нанося на нее два слоя бакелитового лака. Ослабленные наконечники обжимают на трубке специальными клещами или в тисках при помощи двух полуколец. Проверяют и при необходимости регулируют внутренний искровой промежуток между стержневым и плоским электродами. Проверяют исправность указателе срабатывания, представляющего собой полоску из латунной фольги. Поврежденную полоску заменяют новой, изготовленной из листовой латуни толщиной 0,02 мм. Проверяют также внутренний диаметр дуго- гасительного канала и длину внутреннего искрового промежутка разрядника. Окончив ремонт, окрашивают наконечники черной или серой эмалевой краской.
При ремонте вилитовых разрядников РВП, РВО проверяют целость покрышки, плотность укладки внутренних деталей. Без надобности разрядник при ремонте не вскрывают, а вскрывают только при неудовлетворительных результатах испытаний. В этом случае проверяют целость вилитовых дисков и искровых промежутков, исправность нажимной пружины. Поврежденные детали заменяют новыми.
При сборке покрышку разрядника тщательно герметизируют, чтобы защитить внутренние детали от атмосферных воздействий и сохранить стабильность его характеристики.
При напряжении 3—10 кВ и силе тока до 400 А применяют масляные выключатели многообъемиого типа, характерной особенностью которых является наличие металлического бака довольно больших размеров, заполненного маслом, выполняющим роль дугогасящей и.
Прерыватель состоит из задающего устройства — генератора импульсов тока, выполненного на печатной плате
Ниже приведены основные неисправности прерывателей, причины, их вызывающие, и способы устранения.
Масляный насос. Гидроцилиндр. Клапан управления.
Использовавшиеся для отключения особые высоковольтные устройства — выключатели прошли длительный путь развития.
Следующим шагом в развитии масляных выключателей было разделение функции рабочих и дугогасительных контактов.
В случае обнаружения перебоев в работе зажигания или отказов отдельных изделий системы неисправности должны быть устранены до выезда.
Неисправный выключатель зажигания надо заменить, контакт в проводах восстановить; на зажиме ВКЛ2 добавочного резистора.
Наиболее часто встречающиеся неисправности системы смазки: повреждение масляного насоса, низкая вязкость масла, отказ
Изучить устройство сопряжений цилиндр — поршень, поршневая канавка — поршневое кольцо, поршневые кольца — цилиндр, верхняя головка.
Ремонт системы смазки главным образом заключается в устранении неисправностей масляного насоса и редукционного клапана.
Устройство для облегчения пуска двигателя зимой.
Оборудование места водителя. Выключатель аккумуляторной батареи.
Применение масляных красок. Окраска поверхности стены известковым составом.
Предохранительные устройства, выключатели, соединители. Бытовые электроприборы.
Неполадки масляных выключателей, разъединителей, выключателей нагрузки чаще всего возникают в результате образования ржавчины, механических поломок осей, пружин и других конструктивных элементов, различного рода замыканий.
Таблица 1 . Неисправности включателей и способы их устранения
Выключатель не отключается
Чрезмерный (выше нормы)
нагрев нижнего контакта
Масло в выключателе
(после нескольких отключений) становится
темным. Короткие замыкания
выключатель разрывает тяжело с выбросом масла
Заклинивание стержня (у выключателя
изоляторов (у выключателя ВПМ-10)
Отсутствует цепь оперативного тока
Недостаточно напряжение оперативного тока
Отсутствует цепь оперативного тока
Недостаточно напряжение оперативного тока
Недостаточно входит в розеточный контакт токопроводящий стержень
Косо входит в розеточный контакт токопроводящий стержень (ламели розеточного контакта касаются наконечника стержня не всей площадью) Лопнуло упорное кольцо розеточного контакта
Ослабли пружины розеточного контакта
Недостаточная скорость движения
токопроводящего стержня в момент отключения в результате большого трения в приводном механизме
Неправильно гасится дуга из-за неверной установки дугогасительной камеры в цилиндре, сильного выгорания ее; износились уплотняющие
манжеты проходного изолятора (у выключателя ВПМ-I0)
Смещение упоров ограничителей хода токосъемных роликов и в результате поломка направляющей капроновой колодки
Рычаг механизма упирается в колпачок
Значительный зазор (более 1,5 мм) между роликом рычага пружинного буфера и упором, вследствие чего токопроводящие стержни при включении ударяются о дно розеточного контакта
Незначительный (менее 19 мм) запасной ход между колодкой токопроводящего стержня и головками болтов колпачка проходного изолятора, вследствие чего колодка бьет по изолятору
Проверить цепь включения
Повысить напряжение оперативного тока до нормального значения
Проверить цепь отключения
Повысить напряжение оперативного тока до нормального значения
Отрегулировать вжим (ход) контактов
Разобрать полюс и отрегулировать контакты
Разобрать полюс и установить правильно камеру. Заменить дугогасителыную камеру. Поставить новые манжеты
Разобрать полюс, заменить направляющую колодку и зафиксировать положение направляющих стержней установкой стопорных винтов
Отрегулировать пружинный буфер
Отрегулировать положение колодки токопроводящего стержня
Ремонт масляных выключателей сводится в основном к регулярному техническому обслуживанию и, в случае необходимости, к замене пришедших в негодность деталей на новые из числа запчастей. Изготовление каких-либо вышедших из строя деталей своими силами не рекомендуется, кроме оговоренных ниже.
Техническое обслуживание масляных выключателей
Во время эксплуатации высоковольтные выключатели подвергаются периодическим плановым осмотрам. После аварии или длительного пребывания в отключенном состоянии проводятся внеплановые осмотры в соответствии с ПТЭ, «Правилами технической безопасности» (ПТБ) и заводскими инструкциями.
При осмотре обращают особое внимание на:
1. уровень масла в полюсах выключателя,
2. отсутствие выброса масла в зоне масляного буфера,
3. течь масла из цилиндров полюсов,
4. чрезмерный перегрев
5. состояние наружных контактных соединений, изоляции и заземления,
6. запыленность, загрязненность,
7. наличие трещин на изоляторах и конструкциях выключателя.
Текущий ремонт масляных выключателей
Масляный выключатель независимо от типа очищают от пыли, фарфоровые изоляторы и изоляционные детали протирают ветошью, слегка смоченной в спирте, восстанавливают смазку трущихся поверхностей, проверяют наличие масла в масляных буферах и цилиндрах (полюсах) и в случае необходимости доливают или заменяют на свежее.
В случае течи масла подтягивают болтовые соединения. Проверяют сопротивления полюсов и заземления. Для доливки масла в масляный буфер выключателя ВМГ-10 поступают следующим образом (рис. 2): следует вывернуть гайку 3, вынуть поршень 5 и пружину 6. Уровень масла от дна цилиндра 7 должен составлять 45 мм. После этого буфер собрать и вручную проверить плавность перемещения штока 4.
Капитальный ремонт масляных выключателей включает следующие основные работы:
1. отсоединение выключателя от шин и привода,
3. разборку выключателя,
4. осмотр и ремонт приводного механизма, фарфоровых опорных, проходных и изоляторов тяги, внутрибаковой изоляции, дугогасительной камеры, неподвижного розеточного и подвижного контактов, изоляционных цилиндров, маслоуказателей, прокладок и других деталей.
Разборку выключателя ВМГ-10 выполняют в такой последовательности:
1. вынимают стержень (ось) 1, сочленяющую (рис. 3) наконечник 4 подвижного контакта с тягой,
2. контакт отделяется от тяги,
3. отвертывают упорные болты и цилиндры 1 (см. рис. 1),
4. снимают с опорных изоляторов, которые остаются на раме,
5. отвертывают болты и отсоединяют гибкую связь 3 (рис. 3),
6. вынимают подвижный контакт вместе с контактной колодкой 2 и гибкой связью,
7. отвертывают болты фланца проходного изолятора, который снимают вместе с кронштейном,
8. производится разборка внутренних изоляционных деталей цилиндра (рис. 4).
Рис. 1. Масляный выключатель: а-ВМГ-133, б-ВМГ-10; 1-цилиндр, 2 — фарфоровая тяга; 3 — двуплечий рычаг, 4 — пружинный буфер, 5 — подшипник, 6 — масляный буфер, 7 — отключающая пружина, 8 — болт заземления, 9 — рама, 10 — опорный изолятор, 11 — серьга, 12 — изоляционный рычаг, 13,14 — болты-упоры (фиксатор «вкл» положения), 15-то же, для среднего соединения с приводом
При разборке полюса ВМГ-133 вынимают верхний цилиндр 10, затем камеру 11 и нижний цилиндр 13. Вынимать цилиндр надо аккуратно, чтобы не повредить лаковые покрытия. Далее вынимают розеточный неподвижный контакт 12, предварительно отвернув гайку 15. Чтобы розетка не проворачивалась, штырь удерживают ключом за лыски. Вынимают опорное фанерное кольцо и прокладку.
Отличительные особенности устройства, разборки и ремонта выключателя ВМГ-10. Вместо фарфоровой ребристой тяги выключатель имеет двуплечий изоляционный рычаг 12, который соединен с подвижным контактом с помощью серьги 11 (см. рис.1).
Рис. 2. Масляный буфер выключателя ВМГ-10: 1 — корпус, 2 — уплотняющая прокладка, 3 — специальная гайка, 4 — шток, 5 — поршень, 6 — пружина, 7 — дно корпуса
Рис. 3. Подвижный контакт: а — выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМПП-10; 1 — стержень, 2 -контактная колодка, 3 — гибкая связь, 4 — наконечник с проушинами, 5 — контргайка, 6 — втулка, 7 — головка, 8 — направляющая колодка, 9 — штифт, 10 — наконечник
Крайние положения выключателя ограничиваются роликами двуплечего рычага 3 (рис. 5), приваренного к валу 2 между крайним и средним основными рычагами. Один из роликов подходит к болту 7 («вкл»), другой — к штоку масляного буфера 4 («откл»).
Буферная пружина 5 выключателя закреплена на среднем двуплечем рычаге.
Цилиндр имеет верхнюю и нижнюю крышки, позволяющие осмотр розеточного контакта, не производя полной разборки основного цилиндра.
Наиболее уязвимые узлы выключателя — неподвижный розеточный контакт и дугогасительная камера — извлекают из цилиндра снизу, не разбирая проходной изолятор. При сборке дугогасительную камеру вводят в цилиндр выключателя снизу.
Рис. 4. Цилиндр (полюс): а — выключателя ВМГ-133, б — то же, ВМГ-10; 1 — основной цилиндр, 2 — дополнительный резервуар, 3 — маслоуказатель, 4 — жалюзи, 5 — маслоналивная пробка, 6 — верхняя крышка, 7 — проходной изолятор, 8 — кронштейны, 9 — скоба, 10 — верхний бакелитовый цилиндр, 11—дугогасительная камера, 12 — розеточный (неподвижный) контакт, 13 — нижний бакелитовый цилиндр, 14 — маслоспускная пробка, 15 — выводные штырь и гайка, 16 — нижняя крышка
Рис. 5. Приводной механизм: а — выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМГ-133, в — подшипник; 1 — рама, 2 — вал, 3 — двуплечий рычаг, 4 — масляный буфер, 5 — пружинный буфер, 6 — отключающая пружина, 7 — болт-упор, 8 — подвижный контакт, 9 — ось, 10 — серьга, 11 — изоляционный рычаг (фарфоровая тяга), 12 — подшипник, 13 — вырез в раме для установки вала, 14 — болт с гайкой и шайбой, 15 — отверстие для смазки, 16 — шайбы, 17 — шейка вала
Для облегчения установки выступающие части картонной манжеты предварительно смазывают тонким слоем солидола. Зазор между нижней поверхностью дугогасительной камеры и верхней частью розеточного контакта должен быть в пределах 2—5 мм, что легко определяется прямым (не косвенным) замером.
Отличительные особенности устройства, разборки и ремонта выключателей типа ВМП-10 и ВМПП-10 (рис. 6). Выключатель ВМП-10 конструктивно отличается от ВМГ-10. Механизмы «вкл» и «откл» его находятся в полюсе выключателя, отсутствуют гибкие связи, подвижный контакт за пределы полюса не выходит, отсутствует выводной изолятор с изоляционными деталями и пружинами.
Токосъем осуществляется роликами, полюсы выключателя смонтированы на общей сварной раме, которая является основанием выключателя. Внутри рамы расположены: вал, отключающие пружины, масляный и пружинный буфер. Полюс состоит из изоляционного цилиндра с заармнрованными металлическими фланцами на концах. Контактные выводы выключателя имеют гальваническое антикоррозийное покрытие.
Этот выключатель широко используют с различными типами приводов, например ПП-67, ПЭ-11 в ячейках КРУ.
Рис. 6. Масляные выключатели; а — ВМП-10, б — ВМПП-10; 1 — рама, 2, 12 — опорный изолятор, 3 — полюс, 4 — маслоуказатель, 5 — изоляционная тяга, 6 — изоляционная перегородка, 7, 8 — собачки, 9, 10 — тяги, 11-рама с встроенным пружинным приводом и блоком релейной защиты, 13 — болт заземления, 14 — крышка, 15 — кнопка «откл» и «вкл»
Выключатель ВМПП-10 и привод к нему совмещены и встроены в общую раму. Полюс (рис. 7) очень схож с полюсом ВМП-10. Он состоит из изоляционного цилиндра 3, на концах которого заармированы металлические фланцы 2 и 4. На верхнем фланце укреплен корпус 5, к которому крепится головка полюса 6.
Механизм перемещения подвижного контакта расположен внутри корпуса и состоит из внутреннего 12 и наружных 15 и 16 рычагов, жестко закрепленных на общем валу 14. Наружный рычаг посредством изоляционной тяги связан с валом привода, а внутренний двумя серьгами 25 шарнирно связан с подвижным контактом, на верхнем конце которого закреплены направляющая колодка 8 и головка 7 (см. рис. 3) для присоединения контакта к серьгам механизма.
Нижний конец подвижного контакта связан с планкой, в которую установлена втулка 6 для направления движения подвижного контакта. Для смягчения ударов при отключении на стержне установлены буферы. Ролики 18 (рис. 7), скользящие между двух направляющих 17, центрируют включение подвижного 24 контакта в розеточный (неподвижный) и являются токосъемными устройствами для передачи тока с подвижного контакта на направляющие стержни и далее к верхнему внешнему контакту 6. В головке предусмотрена пробка 8 для заливки масла и для прохода измерительной штанги.
Для ремонта поврежденных элементов выключателя необходим частичный или полный разбор, который производится следующим образом:
• необходимо снять междуполюсные перегородки,
• слить масло из полюсов,
• отсоединить нижние шины,
• снять нижние крышки с неподвижными розеточными контактами,
• вынуть дугогасительную камеру 21 и распорные цилиндры 23 (рис. 7).
• Вынутые детали промыть маслом и осмотреть.
• Перевести выключатель в положение «вкл» и осмотреть наконечник подвижного контакта.
Для замены или ремонта подвижного контакта необходимо произвести дальнейшую разборку полюса, для чего отсоединить верхние шины, снять корпус с механизмом, предварительно отсоединив его от изоляционного цилиндра и изоляционной тяги, снять планку 20 и вынуть роликовые токоотводы. Перевести механизм в положение «откл» и отсоединить стопорную планку и подвижный контакт 24. Сборку цилиндра выполняют в обратной последовательности.
Рис. 7. Полюс выключателя ВМПП-10: 1 — нижняя крышка, 2 — нижний фланец, 3 — цилиндр, 4 — верхний фланец, 5 — корпус, 6 — головка, 7 — верхняя крышка, 8 — пробка маслоналивного отверстия, 9 — клапан, 10 — подшипник, 11 — буфер, 12 — внутренний рычаг механизма, 13 — уплотнение, 14 — вал механизма, 15 — механизм, 16 — наружный рычаг механизма, 17 — направляющий стержень, 18 — токоотводы (4 токоотвода на 20 кА и 6 на 31,5 кА на выключатель с номинальным током 630 А, 6 на 1000 А и 10 на 1600 А), 19 — втулка, 20 — планка, 21 -дугогасительная камера, 22 — маслоуказатель, 23 — распорный цилиндр, 24 — подвижный стержень, 25 — серьга, 26 — пружина.