Омские решения привлечения молодежи в библиотеку
[ Информационный бюллетень РБА. 2011. №59, С. 75-78 ]
И.В.Соловьёва,
директор Омской областной библиотеки для детей и юношества
На примере деятельности Омской областной библиотеки для детей и юношества раскрываются возможности публичной библиотеки по привлечению молодежи путем реализации различных проектов и программ.
Что делать, чтобы привлечь молодежь в библиотеку? Этот вопрос волнует всех библиотекарей, в том числе и библиотекарей Омской областной библиотеки для детей и юношества, которую я, возглавляю уже более полугода.
Библиотекари люди решительные, последовательные и непреклонные. Если есть проблема, значит нужно ее решать. В начале мая 2010 года мы провели анкетирование специалистов библиотеки, и выяснилось, что проблема привлечения молодых читателей волнует всех работников библиотеки и каждого в отдельности. Все отметили значимость и сложность проблемы, и каждый предложил пути ее решения.
Для создания привлекательного образа библиотеки был придуман и разработан проект «Апельсиновые окна». Идея проекта витала в воздухе и «пахла апельсинами». Здание, в котором расположена библиотека, построено в конце 1970-х годов. Архитектурные решения того времени предполагали широкое использование бетона и стекла. Так появились на свет наши окна от пола до потолка. В Омске в 1970-х годах было открыто несколько библиотек, оснащенных такими же витринами, как наша. Рациональное использование окон это проблема многих библиотек. Используя их для организации экспозиций разного содержания, для размещения информации о библиотеке и ее услугах, значимой информации из жизни местного сообщества, фотовыставок, посвященных некоммерческим партнерским организациям, библиотека расширяет свое информационное пространство, делает «шаг на улицу», навстречу своим читателям.
Проект «Апельсиновые окна» предполагает двухстороннее оформление витринных окон первого этажа библиотеки. В окнах библиотеки будут экспонироваться творческие работы молодежи при участии партнерских организаций; размещаться информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и о читателях. При периодической смене экспозиции, проект позволит использовать выполненное оформление в течение длительного времени.
Целевыми группами проекта являются: население взрослые и дети, подростки и молодежь прохожие, к которым обращена внешняя сторона экспозиции; читатели библиотеки, которые смогут увидеть внутреннюю сторону экспозиции; дети и подростки, юные жители Омской области авторы экспонируемых работ, для которых участие в выставке и общественное признание это стимул к дальнейшему творчеству. Проект визуально воплощает миссию библиотеки: создать среду творческого и интеллектуального развития детей и молодежи.
С этим проектом библиотека в 2009 году приняла участие во Всероссийском конкурсе библиотечных проектно-дизайнерских идей «Яркие люди в ярком пространстве» и наш проект стал победителем конкурса в номинации «Дизайн детских пространств в библиотеках».
Для изучения рынка предоставления своих услуг, как бесплатных, так и платных, для приближения к потенциальному пользователю, для создания условий привлечения читателей библиотека выходит на широкую аудиторию за пределами библиотеки. Расширение информационного пространства становится насущной необходимостью для любой современной, в том числе и для нашей, библиотеки.
В марте 2009 года мы приняли участие в региональной выставке «Омская культура: время созидания» с информационным проектом «Площадка. Руками трогать!». Основное содержание проекта организация библиотечной площадки в крупнейшем выставочном центре города (выставочные площади составляют более 7 тысяч кв. метров, здесь бывают все омичи). Библиотека реализовала возможность показать свои информационные ресурсы посетителям омичам и гостями города Омска.
Профессиональное общение и укрепление связей с театрами, музеями, творческими молодежными коллективами, укрепление положительного имиджа библиотеки, привлечение в библиотеку новых пользователей вот результаты участия в выставке. Целевые группы проекта молодежь и дети; за пять дней работы библиотечную площадку посетили более полутора тысяч человек.
В числе мероприятий проекта: организация выставки книг и периодических изданий для детей, подростков и молодежи; оборудование игровой площадки; работа консультантов; трансляция видеоролика о библиотеках муниципальных образований Омской области, работающих с детьми и юношеством; театрализованное представление открытие Недели детской книги; интерактивное шоу-викторина; распространение рекламной продукции.
Проект «Площадка. Руками трогать!» был позитивно воспринят и на региональной сельскохозяйственной выставке, наша библиотека приняла в ней участие уже по приглашению ее организаторов. На этот раз мы вышли на региональную выставку с информационно-просветительским проектом «Детская сельхозакадемия», которую посетили 394 человека дети и подростки.
В программе «Детской сельхозакадемии»: книжная выставка, викторины, творческая мастерская. Результат мероприятия: распространение информации естественнонаучного характера и информации о библиотеке, привлечение внимания молодежи к деятельности библиотеки.
Работа на большую аудиторию очень понравилась молодым специалистам библиотеки, и следующую региональную выставку мы ждали уже с нетерпением и готовились к ней заранее и с удовольствием.
На региональную выставку «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» в марте 2010 года библиотека вышла с проектом «Любимые детские книги омичей». Заранее был проведен опрос известных в городе людей. Мы задавали один вопрос: «Назовите свою любимую детскую книгу». По результатам опроса подготовили книжную выставку и продолжили опрос опрашивали посетителей библиотечной площадки. И выставка, и опрос вызвали огромный интерес у людей всех возрастов. О любимых детских книгах рассказывали с упоением, вспоминая подробности и впечатления от знакомства с книгой. Для себя мы сделали вывод: детская книга объединяет поколения, ведь молодые, взрослые и даже пожилые люди любят и помнят те же книги, которые сейчас читают дети и подростки, а значит есть о чем поговорить! Проект «Любимые детские книги» мы будем продолжать, так как он удачно сочетает работу с большой аудиторией и индивидуальную работу, привлекает внимание к детской книге и библиотеке.
Всё, о чем сказано выше это PR-акции. Мы должны быть видимы, заметны и значимы в местном сообществе отсюда увлечение громкими и звучащими проектами, которые помогают реализовать свой творческий потенциал, внести оживление в деятельность библиотеки, показать, что она и сегодня востребована. Кроме того, массовые мероприятия увеличивают один из основных показателей деятельности библиотеки посещаемость.
Вне стен библиотеки реализуется и программа «Товарищество передвижных выставок». В рамках этой программы специалисты библиотеки готовят и предоставляют во временное пользование муниципальным библиотекам Омской области, осуществляющим библиотечное обслуживание молодежи и подростков, и библиотекам учебных заведений книжно-иллюстративные выездные выставки актуальной тематики, которые позволяют приблизить информацию к пользователю, обеспечить выравнивание возможностей доступа к актуальной и социально значимой информации для молодежи и подростков, увеличить эффективность использования библиотечного фонда, расширить молодежную читательскую аудиторию. Целевые группы программы подростки и молодежь в возрасте от 13 до 19 лет (школьники, учащиеся профессиональных учебных заведений, колледжей), а также сотрудники библиотек и педагоги. Кроме выставок, мероприятия программы включают и проведение просветительских мероприятий с небольшими группами подростков и молодежи. Сотрудники отдела обслуживания, выезжая в учебные заведения и библиотеки, проводят беседы, полемические и литературные видеочасы с использованием видеоматериалов и книг из фонда библиотеки.
Работа с малыми группами учащейся молодежи ведется уже много лет, и значительная часть наших читателей пришла в библиотеку и стала ее постоянными посетителями именно благодаря этой кропотливой повседневной творческой работе нашей заведующей сектором читального зала Е.В. Марковой. Это еще раз подтверждает факт значимости «роли личности в истории». Даже один высококвалифицированный заинтересованный специалист может привлечь в библиотеку не одну сотню читателей.
Работе с малыми группами подростков посвящен и партнерский проект «Я гражданин твой, Россия!». Основу каждого мероприятия проекта составляет проведение церемонии торжественного вручения паспортов Российской Федерации гражданам, достигшим 14-летнего возраста. Программа каждого мероприятия посвящена какой-либо всероссийской общественно-политической дате: Дню воинской славы России, ли другому общероссийскому празднику. Проект разработан и реализуется совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области. В мероприятиях проекта принимают участие не только подростки, которым вручаются паспорта, но и их родители, близкие друзья. Тематические мероприятия патриотической направленности, приуроченные к значимому событию личной жизни молодого человека (получению первого в жизни паспорта) позволяют (используя интеллектуальную атмосферу библиотеки, оформление, звуко- и видеоряд, а также книги, эмоциональность выступающих, игровые элементы) создать позитивный настрой у присутствующих подростков и их родителей, делать день получения первого паспорта гражданина Российской Федерации запоминающимся. А получил паспорт запишись в библиотеку! Мероприятия с вручением паспортов проходят ежемесячно и получают позитивные отзывы.
В нашей библиотеке ежегодно 10 тыс. читателей, которым мы выдаем 156 тысяч экземпляров документов; посещаемость 64 тысячи. Мы рады каждому из них. Пусть он приходит к нам за книгой, журналом, газетой, пообщаться со сверстниками, стать участником мероприятия, обменяться книгами, просто побыть в окружении книг, зайти на сайт библиотеки и т.д. Мы проводим множество мероприятий, рекомендуем книги, оформляем выставки, выходим за стены библиотеки с акциями по привлечению пользователей, привлекаем к работе партнеров и спонсоров, рекламируем библиотеку.
В ближайшей перспективе мы планируем:
использовать сайт библиотеки создать форум для обсуждения модных книг и личных знакомств «Давайте знакомиться»; разработать программу «Радость чтения», которая включит обучение библиотекарей и мероприятия для детей, подростков и молодежи (например, программы летнего чтения, книжные марафоны, читательские и семейные клубы чтения и др.), основанные на индивидуальной работе с читателем; оформить музейную экспозицию, посвященную детской книге; активизировать процесс автоматизации библиотеки; максимально открыть документный фонд.
Безусловно, у нас существуют проблемы как у многих из вас: посещаемость, которая не растет, а норовит упасть; библиотечный фонд, который недостаточно интенсивно обновляется; автоматизация, которая происходит медленнее, чем хотелось бы; специалисты, которые не молодеют; заработная плата, которая никак не увеличивается настолько, чтобы ее хватало на обеспеченную жизнь «среднего класса» и прочее и прочее.
Однако самая главная проблема это привлечение молодежи в библиотеку. Наша задача не дать преждевременно уйти книжной культуре как источнику интеллектуального развития и удовольствия. Настала пора задуматься, а те ли методы привлечения читателей и продвижения чтения мы используем? Почему торговля для увеличения продаж и получения прибыли использует широчайшую палитру средств: от планирования помещения и хитроумного размещения товара, учитывающего психологию покупателя до «хитрых» приемов рекламы, пробуждающих жажду немедленного приобретения, а мы практически не используем психологические приемы в своей работе?
Давно уже пора привлечь к проблеме «нечтения» психологов и педагогов не затем, чтобы анализировать глубину этого «нечтения», а затем, чтобы разработать методику практического применения современных приемов привлечения к чтению. Публичной библиотеке жизненно необходимо обучение библиотекарей методике индивидуальной работы, стимулирование личного развития библиотекаря как читателя, обучение родителей маленьких детей.
Российская государственная библиотека для молодежи ведет эту работу, организует семинары с участием психологов и социологов, на которые регулярно нас приглашает, а мы также регулярно не можем приехать. Вот здесь нам нужна
помощь нашей главной молодежной библиотеки и Российской библиотечной ассоциации. Нам бы очень помогли региональные семинары по продвижению чтения и библиотеки. Каждое подобное мероприятие заметно активизирует творческую деятельность и инициативу библиотекарей, дает стимул к развитию библиотечного дела в регионе. Мы с удовольствием вспоминаем «Библиокараван2003», который проходил у нас в Омске и предлагаем провести региональную профессиональную встречу в нашем городе самом лучшем городе Сибири, где библиотекари очень озабочены проблемой привлечения молодежи к книге и чтению!
Донна ФЛЕТЧЕР
Донна Флетчер — библиотечный консультант, в течение десяти лет занимающаяся исследованием людей, никогда не посещавших библиотеку. Она хорошо знает, кто такие не-читатели и как лучше им рассказать о существовании библиотеки и множестве услуг, которые она предоставляет.
— Расскажите немного о себе и вашей деятельности в библиотечной сфере.
— Я работаю в библиотечной сфере около десяти лет. Раньше занималась рекламой и маркетингом и уже тогда начала изучать людей, никогда не пользующихся библиотеками. Обычно я разрабатываю для публичных библиотек различные анкеты и стратегические планы. Сейчас веду сайт в интернете по библиотечному анкетированию, работая с библиотеками по сбору и анализу мнений жителей местного сообщества, заинтересованных сторон и сотрудников библиотек.
— Кто такие не-читатели библиотеки? Как они выглядят?
— Существует много видов не-читателей, и в каждой библиотеке они «свои». Например, недалеко от моего дома есть библиотека. Мы организовали в ней встречу, и оказалось, что не-читатели данной библиотеки — очень пожилые люди, а их дети давно закончили школу, поэтому все они покупают нужные книги сами.
В другой библиотеке, с которой я работала, удалось найти не-читателей, просто не имеющих представления о том, что они могут получить в данном учреждении. Почему? Некоторые живут не очень близко, другие не интересуются книгами, третьи не знают о новых видах библиотечных услуг (активностях, электронных книгах, образовательных программах). Все зависит от конкретных обстоятельств и от того, как библиотека продвигает себя в местном сообществе.
В США множество услуг не оцифрованы. Некоторые люди даже не знают о том, что в библиотеках есть компьютеры. В маленьких библиотеках бывают не очень удобные часы работы. Ну, и конечно, люди просто не имеют представления о том, какие услуги им может предложить библиотека.
— Что могут сделать библиотеки, чтобы выяснить, кто является их не-читателями? С чего начать?
— Прежде всего, необходимо, конечно, найти этих людей и попытаться с ними поговорить. С разработанной нами анкетой довольно просто выяснить, что людям на самом деле интересно и что они в действительности хотели бы найти полезного для себя в библиотеке. Кроме того, важный источник информации — беседы с посетителями вашей библиотеки: как они её воспринимают, какие услуги самые востребованные. В процессе моего исследования я выделила день для опроса читателей одной из библиотек в пригороде Чикаго. И выяснилось, что так называемые не-читатели — всего лишь родители детей, которых они туда привели, совершенно не имея представления о том, что и для них самих там тоже предусмотрено много разного вида услуг.
— Что библиотеки могут сделать, чтобы привлечь читателей и увеличить их количество?
— Необходимо пригласить людей, не посещающих библиотеку, и показать всё, что у вас есть. Хотя библиотеки и пытаются продвигать себя и свои услуги, но, будучи специалистом по рекламе и маркетингу, могу сказать, что это довольно сложная задача. Самый правильный вид продвижения — иметь в штате активных людей, которые радуются посетителям и которым нравится знакомить их с библиотечными услугами. «Проходите, пожалуйста, давайте я покажу вам это и это!» Такой подход на самом деле работает. В некоторых библиотеках есть специальная стойка, за которой сидит библиотекарь, выполняющий подобную функцию и умеющий интересно рассказывать людям о библиотеке.
— Как результаты ваших исследований влияют на стратегию библиотек?
— Однажды мы проводили почтовое анкетирование в пригороде Чикаго, где выяснили, что главная причина непосещения библиотеки — доступность информации, книг и фильмов из других источников, например, в интернете. Особенно мы сфокусировались на тех не-читателях, у которых есть дети до 18 лет, и оказалось, что их смущают некоторые изъяны местной библиотеки (тесное пространство, небольшой выбор литературы, отсутствие возможности припарковаться) — и это главные причины, по которым потенциальные читатели не посещают это учреждение. Но в целом люди вовсе не настроены против местной библиотеки. 54% просто ездили в другие близлежащие библиотеки, потому что находили там больше материалов и более удобное и просторное помещение. Опрашивая читателей в библиотеке, я выяснила, что родители, пришедшие туда с детьми, не пользовались её услугами, потому что для них не было никаких интересных предложений, мало книг на иностранных языках, а главное — они не могли оставить своих малышей в детской комнате без присмотра, чтобы пойти в отдел для взрослых. В данном случае администрация библиотеки приняла решение, что нужно предлагать книги и материалы на иностранных языках и перенести часть взрослой книжной коллекции в детскую комнату.
— Что вы можете посоветовать библиотекам, ищущим новые пути привлечения не-читателей?
— Как я уже говорила, следует пойти в те места, где собираются не-читатели, рассказать им о библиотеке и попытаться их заинтересовать, насколько это возможно. Нетрудно убедить людей пойти в библиотеку, хотя зачастую это зависит от того, насколько сам приглашающий им симпатичен. Но всё получится, особенно если библиотека предлагает интересную программу.
Перевела с английского Елена Юшкова
Как привлечь молодёжь в библиотеку? – у каждой публичной библиотеки свои варианты решения проблемы.
Омские муниципальные библиотеки в качестве инструментов привлечения молодых читателей используют– интеллектуальные игры, квесты, социальные сети, оригинальные имиджевые и грантовые проекты.
Традиционно для работающей молодёжи проводятся интеллектуальные игры – «Битва читающих», «Эрудит», «Что? Где? Когда?».
Ежегодно более двухсот молодых омичей принимают участие в «Битве читающих», которая не только дарит позитивный заряд, пробуждает желание перечитать вечную классику и обратиться к биографиям авторов литературных шедевров, но и знакомит омскую молодёжь со множеством интересных фактов из мира литературы. Например, теперь омичи знают, что Чехов ласково называл свою жену «крокодил души моей», а Пушкина можно считать предпринимателем, который первым начал получать коммерческую прибыль от публикации своих произведений.
На продвижение литературных знаний и популяризацию библиотек ориентированы и радиоигры. Второй год подряд Центральная городская библиотека в партнёрстве с радиостанцией «Милицейская волна» и сетью книжных магазинов «Читай-город» проводят радиоигру «Читальный зал».
В 2016 году игра проходила по будням с 18 по 22 апреля. В 12.50 на 103 fm звучал вопрос о литературе. Знатоки, дозвонившиеся первыми, получали в подарок сертификат на покупку книг в сеть книжных магазинов «Читай-город». Сотрудники радио отметили, что ответы начинали поступать уже в первые 10-15 секунд после эфира. На каждый вопрос поступало более 30 ответов. Уровень сложности игры был достаточно высокой. Например, вопрос «Перечислите русских лауреатов Нобелевской премии по литературе», предложенный библиотекарями, вызвал много споров у наших партнёров, которые сомневались в том, что радиослушатели смогут дать правильный ответ. Однако, радиослушатели ответили на него. Хотя, надо отметить, победителями радиоигры стали представители взрослого населения. Верные ответы озвучивались на следующий день и пополняли копилку знаний всех горожан.
Квесты
В последнее время у молодёжи повысился интерес к проведению интеллектуального досуга. Молодые библиотекари – не исключение. Наша команда принимала участие в городском турнире «Импровизация», городском чемпионате «Крокодил», геоквестах. Многие идеи в дальнейшем находят отражение в мероприятиях омских муниципальных библиотек. Главная награда интеллектуальных состязаний – знакомство с активной молодёжью города, которая впоследствии становится участниками библиотечных фотокроссов, интеллектуальных игр и состязаний.
В 2015 году молодые библиотекари были привлечены для организации четырёх крупных городских исторических квестов, участниками которых стала рабочая молодёжь города Омска На поиски приключений вместе с омскими муниципальными библиотеками отправилось более 200 человек. Посещая тематические станции на исторических площадках города, омичи не отчитываются о знаниях, полученных из книг, а в увлекательной форме знакомятся с невероятными фактами из истории Омской области и проникаются чувством гордости за свою малую Родину.
На основе популярных в молодёжной среде игр «Мафия» и «Крокодил» омскими библиотекарями были разработаны их библиотечные версии – «Литературная мафия» и «Литературный крокодил».
Правила в «Литературном крокодиле» такие же, как и в обычном «Крокодиле»: не произнося ни звука и не проговаривая слово губами, исключительно жестами, мимикой и движениями за определённый период времени игроку необходимо объяснить своей команде загаданное слово.Только в отличие от традиционной игры, в нашем «Литературном крокодиле» в качестве заданий выступают не просто слова, а названия литературных произведений, фамилии писателей, имена и прозвища книжных героев.
Участниками «Литературной мафии» становятся персонажи из известных литературных произведений. Главными мафиози в нашей версии являются: Вито Корлеоне – предводитель мафиозного клана, герой книги Марио Пьюзо, Павел Чичиков из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», Родион Раскольников, персонаж романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского и другие злодеи литературного преступного мира. Мирные жители – Анна Каренина, Гарри Поттер, Александр Чацкий и др. Участник, который выбывает из игры, озвучивает литературную цитату, написанную на карточке с ролью. Эрудированные в литературе игроки, сразу определяют кто покинул игру – мирный житель или один из отрицательных персонажей.
Канал Youtube
Информационные технологии не стоят на месте, Интернет плотно вошёл в нашу жизнь. Для связи с молодыми омичами омские муниципальные библиотеки используют современные каналы коммуникации.
Омские библиотекари активно применяют в своей работе видеотехнологии, визуализируя библиотечную деятельность и позиционируя библиотеку как привлекательное место проведения досуга. Солидный видеоархив стал основанием для создания в 2013 году собственного канала на популярном видеохостинге YoutTube. Контент канала регулярно пополняется событийными видеороликами, видеоотчётами с крупных общегородских мероприятий и бекстейджами.
Сегодня видеоархив канала насчитывает более 50-ти роликов и свыше 20 тысяч просмотров. Лидер просмотров – буктрейлер по книге Роберта Удалова «Сказания о славном городе Омске», был отмечен на Всероссийском конкурсе буктрейлеров специальным призом в номинации «Выбор Книжного магазина «Москва». Также работа омичей вошла в число лидеров Интернет-голосования, набрав свыше трёх тысяч голосов.
Группа в социальной сети «Вконтакте»
Группа «Про чтение в Омске» в социальной сети «Вконтакте» была организована в 2009 году. Сегодня она насчитывает более 1000 подписчиков. В группе ежедневно обновляется новостная лента, где публикуются анонсы библиотечных мероприятий, обзоры книжных новинок, рекомендации книг для обязательного прочтения, литературные тесты, видеоролики омских муниципальных библиотек. В фотоальбомах группы представлен фотоархив с библиотечных мероприятий, где читатели и участники «Про чтение в Омске» находят себя и с удовольствием репостят фотографии на свои страницы.
С помощью социальной сети мы активно поддерживаем профессиональные и личные контакты не только с подписчиками группы, но и с другими молодёжными объединениями города, профессиональными интернет-сообществами.
Особой популярностью у подписчиков группы пользуются онлайн-игра «Экранизации» и её новые формы: «Угадай мелодию» и «Литературные ассоциации». Правила игры таковы: администратор сообщества публикует кадр из отечественного или зарубежного фильма, который был экранизирован по литературному произведению. Участники отгадывают название книги и её автора. Игра продолжается не более часа и присоединиться к ней может любой пользователь социальной сети «Вконтакте». Участник, набравший наибольшее количество правильных ответов, получает почётное звание «Мозг недели» или «Книжный червь» и виртуальный подарок.
Игры «Угадай мелодию» и «Литературные ассоциации» построены по тому же принципу, что и «Экранизации», только в качестве заданий предложены музыкальные темы и предметы, которые могут вызвать у игроков ассоциации с тем или иным художественным произведением.
Виртуальные игры позитивно повлияли на посещаемость группы, о чём свидетельствует анализ статистики сообщества – в день проведения игры посещаемость увеличивается в 2-3 раза.
Кроме интеллектуального развлечения у игр есть неявные цели – реклама документного фонда библиотек и повышение интереса к литературным произведениям.
Поддерживать интерес читателей и подписчиков к группе помогают рекламные акции. Одно из таких мероприятий – розыгрыш бесплатной фотосессии в библиотечных интерьерах. Чтобы стать участником розыгрыша, надо было соблюсти два условия – быть читателем омских муниципальных библиотек и подписчиком группы «Вконтакте» «Про чтение в Омске». С помощью генератора случайных чисел были определены победители. Ими стали две юные читательницы из библиотеки им. Р.Рождественского. Эта акция привлекла более 20-ти новых читателей в омские муниципальные библиотеки.
Имиджевые проекты
Одним из самых резонансных мероприятий омских муниципальных библиотек в 2015 году стал рекламный проект «Библиотекарь красивый». Главный его результат – размещение 8 рекламных щитов с изображениями библиотекарей и слоганом «Читайте сказки детям!» на улицах города Омска.
Проект «Библиотекарь красивый» был реализован нами уже в третий раз. В 2015 году молодые библиотекари не просто демонстрировали любимые книги, а создавали полноценные образы из литературных произведений. В фотосессиях приняли участие 11 библиотечных специалистов из 8 муниципальных библиотек. Локациями были выбраны 7 мест города Омска – рестораны, парки культуры и отдыха, торговые центры.
Сегодня уже есть новая идея для четвёртого сезона «Библиотекаря красивого» – создать фотообразы, которые расскажут о том, как выглядели бы известные литературные персонажи в условиях современного мегаполиса.
Грантовые проекты
Современная молодёжь – достаточно искушённая аудитория. Молодые люди сегодня ведут активный образ жизни, избалованы новыми впечатлениями, путешествиями, технологиями. Поэтому, мы стараемся, чтобы библиотечные проекты для молодёжи в Омске были поддержаны финансовыми средствами. Один из эффективных источников привлечения дополнительных финансовых потоков – гранты. Активно осваивать грантовые технологии омские муниципальные библиотеки начали в 2009 году. Ежегодно наше учреждение в среднем выигрывает порядка 400 тысяч рублей.
Один из успешно реализованных грантовых проектов – «Омск в объективе» создание семейных фотостудий».
Фотографирование – популярное увлечение современного мира. Большинство молодых омичей обладают профессиональной зеркальной фототехникой, но не все в достаточной степени умеют ею пользоваться. Подхватив актуальную тенденцию, специалисты отдела развития и внешних коммуникаций ЦГБ организовали на базе 5-ти библиотек, в удалённых от центра города микрорайонах, бесплатные фотостудии.
Фотостудии были ориентированы на две категории молодых горожан: на тех, кто совсем не умеет фотографировать, но очень хочет научиться, и на фотографов-любителей, которые обладают первоначальными навыками фотографирования, но желают их усовершенствовать.
Для тех, кто совсем не разбирается в цифровой фотографии библиотекари разработали образовательный курс, который знакомил с устройством цифровой фотокамеры, основными режимами и правилами фотографирования, а также приёмами обработки цифрового изображения с помощью графического редактора Adobe Photoshop. Для более подготовленных омичей и всех желающих были организованы и проведены мастер-классы, фотоконкурсы, встречи с известными омскими фотохудожниками и мастерами репортажной и глянцевой рекламной фотографии.В результате реализации грантового проекта прикладные знания о фотографировании получило более 3000 омичей.
Ещё один пример грантового проекта для молодых омичей – проект «Мировая книга», который предполагал организацию литературных клубов для молодёжи, способствующих возникновению мотивации к чтению, познанию, развитию мышления, аналитических и коммуникативных способностей. В клубах проводится много диалоговых и дискуссионных мероприятий, которые не только знакомят с лучшими образцами классической и современной литературы 5-ти ведущих стран мира (Россия, Америка, Великобритания, Германия, Франция), но и развивают мышление, словарный запас, аналитические и коммуникативные способности.
Молодёжная библиотека
Весь имеющийся опыт по работе с молодыми омичами будет реализован в деятельности Молодёжной библиотеки, в которую преобразуется Компьютерная библиотека, утратившая сегодня свою актуальность.
Новое креативное пространство станет городским центром для развития и общения омской молодёжи. Помещения библиотеки уже оформлены по авторскому дизайн-проекту. Отремонтированные залы украсит новая модульная мебель и современная техника, будет сформирована коллекция книг современных авторов и молодёжных популярных журналов. В ближайшее время специалистами учреждения будет организован доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеки. Первые шаги для привлечения тинейджеров и студентов библиотекари уже сделали. Еженедельно для студенческой и работающей молодёжи проводятся интеллектуальные игры, мастер-классы, тренинги. Презентация Молодёжной библиотеки «Квартал 5/1» состоится в сентябре.
Мы надеемся, что эта библиотека для молодых омичей станет главным ориентиром в мире хороших книг и интеллектуального досуга, а для местной власти – образцом того, какой должна быть современная библиотека.