Вторичные материалы серьезно снижают затраты на организацию дорожного полотна. Щебень, гравий, песок, бой кирпича обходятся дешевле, чем асфальт, но имеют ограничения в использовании.
Гравий не выдержит интенсивной эксплуатационной нагрузки, а асфальтовая крошка – минусовой температуры и высокой влажности. Поэтому, прежде чем отсыпать дорогу дешево, стоит взвесить не только все за и против, но также комбинировать вторичные материалы, делая структуру дороги слоеным пирогом.
В качестве нижнего дренажного слоя используют песок или песчано-гравийную смесь. Поверх него насыпают щебень. Если по покрытию будут ходить люди, укладывают асфальтовую крошку. Дорога из асфальтовой крошки или щебня без подушки из песка не выдержит интенсивной эксплуатации.
Топ-6 материалов для строительства недорогой дороги
- Песок.
Из песка невозможно сделать дорогу, которая прослужит долго. Песок или песчано-гравийную смесь при строительстве дороги используют преимущественно в качестве дренажного слоя.
Прочный, влагонепроницаемый и морозостойкий. Фракции 20–40 мм оптимальны для покрытия, по которому будут ездить легковые автомобили, 40–70 мм – для покрытия, рассчитанного под крупногабаритную технику. Для поселковых дорог из вторсырья используют известняковый щебень, имея невысокую плотность, он хорошо укатывается.
Важно помнить, что вторичный щебень подходит для укладки дорог с небольшой интенсивностью движения (не более 200 автомобилей в день).
- Гравий.
Подходит для строительства дешевых дорог с интенсивностью движения не более 500 машин в сутки.
- Песчано-гравийная смесь (20–35 % гравия).
Оптимальна для возведения дорог в коттеджных поселках. Быстрый, очень доступный вариант, но не долговечный ввиду слабой устойчивости к влаге.
Материал устойчив к влаге и перепадам температур, прочный, поэтому дороги с небольшой загрузкой из боя кирпича могут прослужить до 15 лет.
Применяется для обустройства дорог с невысокой транспортной загрузкой и пешеходных зон на слабом грунтовом основании; для прокладывания промышленных подъездных путей. Благодаря содержанию в составе битума служит достаточно долго. Отличается простотой укладки – не требует тщательной подготовки поверхности и спецтехники для утрамбовки.
Для каких дорог используют вторичный материал
Вторичный материал целесообразно использовать для строительства дорог:
- грунтовых – между населенными пунктами или ведущими к крупным магистралям;
- временных – для проезда транспорта на стройплощадку, к месту лесозаготовки или добычи полезных ископаемых;
- в СНТ и дачных поселках.
Использование вторичного материала дает ряд преимуществ. Это:
- Экономия. Обустройство дороги из вторичного материала обходится дешевле, чем капитальное строительство.
- Простая технология укладки. В ряде случаев, например при работе с асфальтовой крошкой, подготовка поверхности сводится к уборке крупного мусора. Уплотнить верхний слой покрытия можно, проехавшись по нему на обычном автомобиле, не используя профессиональный каток.
- Продолжительная эксплуатация. Если материал подобран правильно, с учетом интенсивности движения по дороге, он прослужит много лет.
- Экологическая безопасность. При вторичном использовании щебень, строительный песок и другие нерудные материалы не выделяют токсичных веществ и имеют минимальную естественную радиоактивность.
Разнообразие строительных материалов из вторсырья позволяет сделать практически любую дорогу дешево. Главное – в стремлении сэкономить на забывать учитывать условия эксплуатации покрытия, возможные неблагоприятные факторы и просчитать экономически правильное решение.
Грунтовые дороги – это реальность большинства сел, деревень и даже небольших городков российской глубинки. В летний период при отсутствии затяжных дождей такое покрытие позволяет вполне комфортно доехать из пункта «А» в пункт «Б».
Однако ранней весной и осенью большинство грунтовых дорог превращается в болото, даря яркие ощущения любителям бездорожья и ставя в тупик большинство владельцев легковых авто.
Единственный способ обустроить грунтовую дорогу для круглогодичного использования – купить щебень дешево и равномерно распределить сыпучий материал по всей площади проезжей части. Заказывать щебень для таких целей следует только в крупнофракционном виде с размером камушков от 40 до 70 мм.
Лучше всего выбирать гравийный щебень, т.к. гранитная отсыпка выльется в круглую сумму, а известковая — менее долговечна.
Часто для экономии грунтовые дороги засыпаются битым кирпичом, а также асфальтовой или бетонной крошкой. Использование таких материалов хоть и удешевляет покрытие, но не дает гарантии качества при его постоянной эксплуатации. Более того, острые части битого кирпича могут порезать колеса на проезжающих авто, что совершенно недопустимо.
Песок и щебень – спасение от весенней распутицы
Чтобы грунтовая дорога прослужила не один десяток лет, купить щебень 40 -70 с доставкой и просто высыпать на его землю недостаточно. Уже после первой весенней распутицы частицы горной породы утонут в глине, и все усилия пропадут даром.
Грамотное строительство надежной грунтовой дороги следует выполнять следующим образом:
- Разрыть в грунте по всей площади дороги углубление.
- Купить щебень 40 – 70 (крупная фракция) и отсыпать нижний слой с тщательной утрамбовкой.
- Заказать мелкофракционный щебень и засыпать верхний слой дороги (с обязательной утрамбовкой).
- Такой вариант дороги подойдет для большинства гравийных дорог с небольшой и средней интенсивностью движения.
Еще одним вариантом дорожного покрытия является песчано-гравийная смесь (ПГС). Встретить такие дороги сегодня можно практически в любом коттеджном поселке. Основное преимущество покрытия из ПГС – простота и высокая скорость строительства.
Ну а лучшее решение для грунтовой дороги – послойная отсыпка песком и щебнем. В этом случае, покрытие получает естественный дренаж, обладает повышенной прочностью и долговечностью. Подходит для движения как для легкового, так и для грузового транспорта.
Доставка щебня до места рассыпки
Щебень с доставкой по низкой цене – это возможность в кратчайшие сроки получить качественный материал для обустройства любой грунтовой дороги. Современные самосвалы и полуприцепы способны перевозить от 12 до 40 м3 сыпучего материала на 1 единице техники.
При доставке щебня автотранспортом один грузовик сможет перевезти:
- КамАЗ – от 10 до 12 м3.
- 3-х осник – от 16 до 20 м3.
- 4-х осник – от 21 до 25 м3.
- В полуприцеп войдет до 40 м3 сыпучего материала.
Прежде чем заказывать щебень, следует учесть текущее состояние грунтовой дороги. Сам самосвал весит от 12 тонн + каждый кубометр щебня – около 1.5 тонн.
Чтобы не застрять на подъезде к месту разгрузки, выбирайте надежный маршрут с проверенным дорожным покрытием.
Д обрый день. На грунтовой дороге (подъём в гору) появились ямы, чем лучше заделать (ПГС засыпали не помогло).
Ответ
Грунтовая дорога, просто накатанная на местности, сама по себе ремонту не подлежит. Поскольку по сути и сооружением не является. Т. е. её структура и функционирование плохо прогнозируемы. В каком-то месте грунт будет по какой-то причине слабее (ну мало ли — структура, вид грунта отличается, каверны подземные, вода наличествует) или какие-то внешние причины (рельеф скажем) и раз за разом там будет яма образовываться. Опять же, в зависимости от времени года, наличия осадков она будет вести себя по разному. Такие дороги суть времянки. Насыпали-разбили, насыпали — разбили… Что бы получить более надежную и предсказуемую дорогу нужно изучив грунты устроить корыто требуемой глубины, каковое уже засыпать хотя бы тем же ПГСом. Или щебнем. Причем, разных фракций, от более крупных к мелким. Тут о грунтовых дорогах есть. Тут нужно просто смотреть по затратам. Что выгоднее, сделать дорогу по надежнее, затратив некоторые средства, либо продолжать по мере необходимости выполнять местные ремонты. Можно и совместить — какие-то проблемные участки сделать по постоянной схеме, оставив остальные как есть. Там, правда, свои будут сложности, но как вариант…
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!