Архитектурный стиль зимнего дворца

Архитектурный стиль зимнего дворца

  • В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 487-488

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в С.-Пе­тер­бур­ге, на бе­ре­гу Не­вы. До 1917 ре­зи­ден­ция рос. им­пе­ра­то­ров, ны­не вхо­дит в со­став му­зея Эр­ми­таж . Ис­то­рия имп. зим­них ре­зи­ден­ций в цен­тре но­вой сто­ли­цы на­чи­на­ет­ся со скром­ных «Зим­них ма­лень­ких хо­ром» Пет­ра I, по­стро­ен­ных пред­по­ло­жи­тель­но арх. Д. Тре­зи­ни в 1708 (не бо­лее 10 ком­нат и мас­тер­ская; в 1711 этот жи­лой дом Пет­ра I пе­ре­ве­зён на Пет­ров­ский ост­ров, ра­зо­бран в 18 в.). В 1711–12 воз­ве­де­ны «Сва­деб­ные па­ла­ты» Пет­ра I (пред­по­ло­жи­тель­но тот же ар­хи­тек­тор; ра­зо­бра­ны в 1726). В 1716–20 на этом же уча­стке, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да про­ры­той в 1718–1720 Зим­ней ка­нав­кой, на мес­те совр. Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра по­стро­ен но­вый «Зим­ний дом» Пет­ра I (арх. Г. И. Мат­тар­но­ви; рас­ши­рен в 1719–22); к не­му в 1726–27 при­строе­ны З. д. Ека­те­ри­ны I и слу­жеб­ные кор­пу­са (арх. Тре­зи­ни). В 1726–28 на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве со­ору­жён Зим­ний Пре­об­ра­жен­ский дво­рец Пет­ра II (арх. Тре­зи­ни; пе­ре­стро­ен в 1759–61; ны­не зда­ние фи­ло­ло­гич. ф-та С.-Пе­терб. ун-та). В 1730–60-е гг. строи­тель­ст­во имп. двор­цов в сто­ли­це воз­глав­ля­ли К. Б. Рас­трел­ли и Б. Ф. Рас­трел­ли : в 1732–36 ими воз­ве­дён «3им­ний дом» Ан­ны Ива­нов­ны (с ис­поль­зо­ва­ни­ем фраг­мен­тов двор­ца Ф. М. Ап­рак­си­на, за­ло­жен­но­го в 1716 по про­ек­ту Ж. Б. Леб­ло­на ; не сохр.), в 1755 – врем. де­ре­вян­ный З. д. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на уг­лу Нев­ско­го просп. и на­бе­реж­ной Мой­ки (арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; ра­зо­бран в 1765–1768). Ны­не су­ще­ст­вую­щий но­вый ка­мен­ный З. д. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны по­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли в 1753–62 на мес­те двор­ца Ан­ны Ива­нов­ны.

    Зимний дворец в Санкт-Петербурге

    Зимний – главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, высотное жилое здание в Санкт-Петербурге. Расположен на Дворцовой набережной 38.

    Экскурс в прошлое

    Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

    В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

    Отголоски событий в Зимнем дворце:

    • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
    • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
    • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
    • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
    • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
    • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
    • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
    • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
    • В 1919 году открылась выставка живописи.
    • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
    • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

    Архитектурные особенности Зимнего дворца

    Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.

    Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.

    Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

    Использование построек дворца

    В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.

    Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.

    Читайте также:  Apple watch series 3 характеристики водонепроницаемости

    Зимний дворец в цифрах

    В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).

    Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.

    Особенности дворцовых помещений

    В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.

    Значимые помещения

    Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.

    Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.

    На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».

    Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.

    Описание и назначение залов

    Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.

    Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.

    Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.

    Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.

    Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.

    Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.

    Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.

    Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.

    Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.

    Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.

    Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».

    Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.

    Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.

    Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.

    Читайте также:  Автоматика на электрокотел своими руками

    Другие помещения

    • В малиновом кабинете царская семья принимала гостей, здесь пили чай, читали вслух книги. Главное украшение комнаты – стены, сплошь затянутые вышитой золотом материей малинового цвета.
    • Будуар. В глубине комнаты устроен альков (ниша в стене для кровати), украшенный узорчатой золоченой решеткой и аркой. Стены обтянуты шелком с золотыми вышивками, на стенах – панно в резных рамах. Затейливым орнаментом оформлен потолок. Украшают будуар маленькие и большие зеркала, мраморный камин, резная золоченая мебель: диваны и кресла, стулья и стульчики.
    • Зеленая столовая – помещение без окон. Через застекленный потолок струится свет оранжевого фонаря на крыше.
    • Синяя спальня названа по цвету окраски стен. Альков – за двумя колоннами, драпировку кровати фиксируют тяжеловесные золоченые карнизы. Колонны отделаны желтым мрамором.
    • Туалетная комната. Здесь переодевалась и отдыхала императрица. Стены обиты тканью лилового цвета. Украшают комнату портреты близких людей семейства и виды окрестностей Санкт- Петербурга. Бельевой шкаф и письменный стол, кушетки и мягкие кресла создавали удобство и комфорт императрицы.
    • Ванная комната с мраморной ванной, с камином и кушеткой. Стены голубого цвета.
    • Апартаменты наследника состояли из прихожей и приемной, кабинета и спальни, гардеробной и библиотеки.

    В Зимнем дворце размещена экспозиция Государственного Эрмитажа. Дворцовая площадь и Зимний дворец – красивейший архитектурный ансамбль современного Петербурга, объект внутрироссийского и международного туризма.

    Русская архитектура середины XVIII столетия характеризуется высокими творческими достижениями. Созданные в 40 — 50-х годах в Москве, Петербурге и его окрестностях дворцовые ансамбли свидетельствуют о мощном расцвете архитектурного гения русского народа.

    Царский двор и петербургская знать, для которых в то время создавали наиболее значительные сооружения, требовали пышности, декоративного богатства и внешнего блеска архитектуры. Сочетание лепки, резьбы, позолоты, росписи, скульптуры, а также окраска фасадов в яркие цвета придавали удивительно богатый и нарядный вид возводимым зданиям. Такой архитектурный стиль называют барокко.

    Видную роль в строительстве тех лет играл В. В. Растрелли, приехавший в Россию еще в петровское время 16-летним мальчиком со своим отцом, знаменитым скульптором К. Растрелли.

    Творчество В. В. Растрелли развивалось под влиянием русской культуры и зодчества. Человек высокого дарования и творческого размаха, он создал Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь в Петербурге и целый ряд других грандиозных ансамблей и архитектурных сооружений. Работал Растрелли не один: он возглавлял группу русских строителей, проектировщиков, декораторов, талантами которых всегда восхищался.

    Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

    Первый Зимний дом Петра I — скромное двухэтажное здание с высоким крыльцом и черепичной крышей —построили в 1711 году на берегу специально прорытого канала, соединившего Мойку с Невой. Канал существует и поныне под названием Зимняя канавка.

    Через 10 лет, в 1721 году, у той же канавки по проекту архитектора Моттарнови возвели второй Зимний дворец, несколько больший, чем первый. Он стоял на том месте, где сейчас Эрмитажный театр. Здесь в январе 1725 года умер Петр I.

    В 1727 году архитектор Доменико Трезини, расширив здание и придав ему нарядный вид, создал третий Зимний дворец.

    Императрице Анне Иоанновне этот дворец показался чересчур скромным, и она в 1730 году после коронации поселилась в доме адмирала Апраксина, недалеко от современного Дворцового моста. Через 5 лет дом Апраксина перестроил тогда еще молодой архитектор В. Растрелли. Так был создан четвертый Зимний.

    Пятый по счету, который стоит и сейчас, заложили на месте четвертого в 1755 году. Дело в том, что старая постройка не удовлетворяла требовательного архитектора, и он доказал императрице Елизавете Петровне необходимость строить новый Зимний дворец.

    Величием и блеском новой царской резиденции Растрелли стремился выразить мощь русского государства, взлет национальной культуры русского народа. "Зимний дворец строится для единой славы всероссийской", — писал он.

    На строительство дворца были согнаны со всех концов России несколько тысяч лучших мастеров разных профессий. То были каменщики, плотники, штукатуры, лепщики, резчики, позолотчики, живописцы. Для этой же цели было командировано три тысячи солдат.

    Большинство рабочих селилось в шалашах и хижинах на лугу перед дворцом. Люди работали от зари до поздней ночи, а получали за свой труд такую ничтожную плату, что часто при расчетах, за вычетом денег, взятых на еду, получать ничего не приходилось. Многие каменщики после работы ходили по миру, прося милостыню, почти умирая с голоду. На постройку Зимнего дворца было израсходовано до двух с половиной миллионов рублей — сумма по тому времени огромная. Ее собирали с народа путем повышения налога на соль — продукт первой необходимости, а также за счет государственных сборов за вино.

    Читайте также:  Беларусь мтз 05 запчасти

    К 1762 году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр III.

    Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти 200 м, ширина 160 м, высота 22 м, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади.

    Взгляните на здание со стороны площади. Обилие лепки и скульптуры делает его необычайно нарядным.

    На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

    В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В XVIII веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

    Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

    Большая часть колонн этого фасада как бы "сбежалась" к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

    Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

    Медленно проходя вдоль дворца, мы с каждым шагом обогащаемся все новыми и новыми впечатлениями. Стройные белые колонны, расположенные вначале поодиночке, затем соединяются попарно. А как разнообразны скульптурные украшения на стенах: головки амуров, маски, листья фантастических растений. В солнечный день пышная отделка фасада дворца как бы оживает благодаря игре света и тени на выступах и впадинах. И все это великолепие создано по рисункам архитектора В. В. Растрелли талантливыми безымянными русскими мастерами.

    На крыше здания расставлено более ста скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В XVIII веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

    Зимний дворец соперничал с лучшими дворцами Европы не только богатством своей архитектуры, но и роскошью внутреннего убранства. Блеск парадных залов привлекал сюда на балы и маскарады русскую и иностранную знать.

    Петр III прожил во дворце недолго. Летом 1762 года во время дворцового переворота он был лишен власти и затем убит. Хозяйкой Зимнего дворца стала императрица Екатерина II.

    Стремясь не отстать от монархов Западной Европы, русская царица устроила в нескольких комнатах дворца свое, "место уединения", присвоив этим апартаментам название Эрмитажа. Русским послам при иностранных дворах и специальным агентам было поручено собирать для Эрмитажа лучшие произведения искусства.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector